Распределение когнитивных ресурсов в условиях свободных и вынужденных переключений между задачами в компьютеризированной деятельностиНИР

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
3 16 февраля 2005 г.-25 декабря 2007 г. Распределение когнитивных ресурсов в условиях свободных и вынужденных переключений между задачами в компьютеризированной деятельности
Результаты этапа: В ходе работы над проектом было проведено несколько серий экспериментальных исследований, на основе которых разработана теоретическая модель распределения когнитивных ресурсов в условиях свободных и вынужденных переключений в процессе решения компьютеризованных задач. Для проведения экспериментов был сконструирован уникальный стенд, позволяющий исследовать компьютеризированную деятельность разного уровня сложности, вводить в основную деятельность дополнительные задачи и регистрировать комплекс поведенческих и когнитивных показателей исполнения в режиме реального времени на основе параллельного видео-мониторинга действий и операций и бесконтактной регистрации движений глаз. В двух экспериментальных сериях (с участием 44 испытуемых) исследовалось влияние прерываний на функциональное состояние испытуемых при необходимости переключений с выполнения основной задачи на дополнительную. Был продемонстрирован частичный активизирующий эффект прерываний (как частного случая переключений) в рутинной компьютеризированной деятельности. В качестве дополнения исследовалась динамика функционального состояния испытуемых в процессе игровой деятельности на компьютере, которая прерывалась на разных этапах игры. Был продемонстрирован эффект степени завершенности игровой ситуации в момент прерывания. В случае возникновения прерывания на этапе незавершенной игры оно оказывало значимо более выраженное негативное влияние на состояние испытуемого, что проявлялось в резком возрастании ситуативной тревожности, снижении активности и настроения. Сопоставление результатов этих экспериментальных серий доказало наличие амбивалентных эффектов прерываний на аффективно-когнитивные компоненты текущей регуляции деятельности. В двух последующих сериях экспериментов изучалось влияние частоты и произвольности переключений с выполнения основной задачи на дополнительные (по данным 50 испытуемых с разным опытом работы на компьютере). В качестве основной задачи испытуемым также предлагалось выполнять рутинную компьютеризированную деятельность (внесение правки в электронный текст), по ходу которой от них требовалось переключаться на выполнение ряда дополнительных задач. Варьировалась степень трудности этих задач, триггеры переключения, а также сложность прерываемой операции в основной задаче. Оценка эффектов прерываний разного типа осуществлялась по комплексу показателей: ошибки, временные параметры действий и операций, траектории движений глаз и длительность фиксаций взора, характеристики функционального состояния с учетом личностных особенностей испытуемых. При проведении сравнительного анализа применялись современные методы многомерной статистической обработки данных и математического моделирования. Полученные результаты свидетельствуют о наличии достоверности влияния факторов «сложность дополнительной задачи» и «тип прерываемой операции» на временные параметры переключения с основного задания на дополнительную задачу (цена переключения) и обратно (цена возвращения), и значимости их взаимодействий. Вместе с тем, не было обнаружено фактов, указывающих на однозначность влияния типа триггеров на цену переключения и цену возращения, а также большей «императивности» прерываний, поступающих по телефону. Для опытных пользователей электронные системы сообщений, используемые в качестве триггеров, оказывали менее выраженное деструктивное влияние на деятельность в условиях решения вложенных задач, чем телефонные звонки. У испытуемых с меньшим опытом работы на компьютере наблюдалась обратная зависимость. Были выявлены эффекты опосредующего влияния таких личностных особенностей как когнитивные стили и степень обучаемости испытуемых. В соответствии с обнаруженными закономерностями была построена процессуально-когнитивная модель выполнения вложенных задач в компьютеризированной деятельности. На ее основе выделены три основные стратегии реализации переключений: (а) нулевая стратегия, направленная на одновременную (параллельную) ментальную репрезентацию прерванной операции и дополнительной задачи в рабочей памяти; (б) стратегия поверхностного кодирования, основанная на формировании в долговременной памяти репрезентации основного задания, устойчивой к угасанию и интерференциям; (в) стратегия глубокого кодирования, включающая более интенсивную когнитивную обработку основного задания с выходом на поведенческие акты, направленные на приведение основного задания к форме, облегчающей формирование его ментальной репрезентации. Предложенная модель послужила основанием для разработки четырех приемов оптимизации элементов интерфейсов программных средств: 1) предоставление интервала для переключения; 2) метакогнитивная поддержка выбора оптимальной стратегии переключения; 3) поддержка кодирования устойчивых репрезентаций прерванных заданий во время переключения; 4) поддержка декодирования, облегчающая переориентировку в прерванном задании после возвращения.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".