Исследование древней культурыНИР

The study of ancient culture

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2014 г.-31 декабря 2014 г. Исследование древней культуры
Результаты этапа: Руководитель проекта акад. РАХ А.М. Лидов издал четыре книги, как редактор–составитель и автор два тематических международных сборника статей на русском и английском языках, вышедшие под грифом Института мировой культуры МГУ: «Иеротопия Огня и Света в культуре византийского мира" (550 с.) и «Живоносный источник. Вода в иеротопии и иконографии христианского мира» (220 с.). Последний сборник был издан в связи с международным симпозиумом, проеденным в рамках научной программы Отдела культуры древности ИМК в июне 2014 г. Аккад. Лидов также издал две авторские монографии: « Росписи монастыря Ахтала. История, иконография, мастера (560 с.) на русском и английском языках и «Иконы. Мир святых образов в Византии и на Руси» (с.506). Им также был опубликован ряд статей в международных журналах (см. сайт «Истина»). Д.и.н. М.К. Трофимовой опубликована новая монография, посвященная исследованию религиозно-философской культуре гностицизма. Член-корр. РАН П. Гайденко опубликовала ряд работ по теме «Античное наследие в европейской философии Нового времени». С.н.с. к.и.н. А. Смышляев опубликовал исследования по теме «Правовая культура Древнего мира». В целом сотрудники отдела работали над различными аспектами исследования духовной культуры Древности и Средневековья, взаимосвязанными при всем многообразии конкретных тем. Важно подчеркнуть, что все исследователи являются ведущими исследователями в своей области, широко цитируемыми в мировой научной литературе, где они являются непререкаемыми авторитетами и авторами инновационных проектов, приоритетных по отношению к зарубежным исследованиям.Разработкой темы «Балты и славяне: пересечения древних духовных культур»занимается Завьялова М.В., которая опубликовала Marta Eva Běťáková, Václav Blažek. Encyklopedie baltské mytologie. Praha: Nakladatelství Libri, 288 st в сборнике Балто-славянские исследования, место издания Нестор-история Москва-Санкт-Петербург, том 19, с. 538-540редактор Завьялова Мария Вячеславовна; Мотив поедания животными друг друга в заговорах балто-славянского ареала в сборнике Baltai ir slavai: dvasinių kultūrų sankirtos / Балты и славяне: пересечения духовных культурBaltai ir slavai: dvasinių kultūrų sankirtos / Балты и славяне: пересечения духовных культур, место издания Versmė Vilnius, с. 365-373, редакторы Завьялова Мария Вячеславовна, Михайлова Татьяна Владимировна
2 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Исследование древней культуры
Результаты этапа:
3 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Исследование древней культуры
Результаты этапа: Отдел культуры древности продолжал работу по исследованию символического языка древней и средневековой культуры в рамках общеинститутского проекта «Симболариум», при этом особое внимание уделялось проблематике сакрального пространства. В работе принимали участие сотрудники отдела акад. РАХ А.М. Лидов, член-корр. РАН П. Гайденко, ведущий научный сотрудник М.К. Трофимова, снс А.Л. Смышляев и мнс М.В. Завьялова. Продолжались исследование в рамках нового научного направления «иеротопия», предложенного зав.отделом А.М. Лидовым и разрабатываемого большой группой ученых в разных странах мира. В течении всего года шла работа по подготовке к печати фундаментального издания «Святая Вода в иеротопии и иконографии христианского мира» 40 а.л. на русском и английском языках с участием 14 исследователей из ведущих научных центров США и Западной Европы. Книга, основанная на материалах международного симпозиума, проведенного ИМК МГУ в 2014 г., передана в издательство для публикации. Редактор-составитель – зав. отделом А.М. Лидов, которым, помимо научной редактуры, подготовлена для этого издания фундаментальная статья «Райские реки» как образ парадигма византийской иеротопии» А.М. Лидовым были также опубликованы четыре большие статьи на английском языке в сборниках и периодических изданиях, включая входящие в систему «Scopus». Подготовлены публикации на русском языке в ведущих отечественных журналах «Искусство» и «Русское искусство». Были сделаны доклады на четырех отечественных и трех зарубежных конференциях, включая лекции в Университете Кембриджа в Англии и Флорентийского Института истории искусства в Италии (см. индивидуальный отчет в «Истине») А.Л. Смышляев активно участвовал в работе редколлегий ведущих академических журналов ( «Вестник древней истории», «Древнее право», «Исторический вестник») М.В. Завьялова принимала активное участие в институтском научно-исследовательском проекте НИР «Живой камень. От минералогии к мифопоэтике» и опубликовала в его контексте несколько работ (см. «Истину») А.М. Лидов выступил организатором нескольких круглых столов (однодневных конференций): В рамках Всемирного конгресса византийских исследований в Белграде была организована специальная сессия под названием «Icons of Space, Icons in Space. Iconography or Hierotopy» с 9 докладами и более чем 100 участниками Конгресса. Все доклады, включая организатора и инициатора - зав. отдела ИМК, опубликованы онлайн на сайте Конгресса В сотрудничестве с РАХ А.М. Лидовым был подготовлен и проведен круглый стол «Иеротопия и современное искусство». А.М. Лидов активно участвовал в работе РАХ как академик и член Президиума, а также в деятельности различных отечественных и зарубежных научных обществ, а также редколлегий научных журналов (см. «Истину»)
4 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Исследование древней культуры
Результаты этапа: В течении всего года шла работа по подготовке к печати фундаментального издания «Святая Вода в иеротопии и иконографии христианского мира», которое и было опубликовано в сентябре 2017 г. (48 п.л.). Для сборника А.М. Лидовым была подготовлена статья, в которой рассмотрены символы сакральной воды, перешедшие из иудейской традиции в христианскую. Важнейшим соединяющим текстом было Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова, где в описании видения Небесного Града находим образы-парадигмы космического Океана, стеклянного Моря и райской Реки «воды живой». Эти образы во многом определи структуру и духовные смыслы сакрального пространства византийского храма, а также развитие христианской иконографии, в которой тема «райских рек» становится ключевой. В 2017 г. сотрудники отдела культуры древности участвовали в подготовке и проведении большого международного симпозиума «Святые горы в иеротопии и иконографии христианского мира». Сборник материалов симпозиума (8 п.л.) посвящен важнейшей теме христианской иеротопии и иконографии, рассматриваемой в широком историческом и географическом контексте. Также сотрудниками отдела были опубликованы статьи в отечественных и зарубежных изданиях, и прочитаны доклады на конференциях. М.В. Завьялова продолжила изучение архаичных ритуальных практик на материале древней традиции тарантизма в Апулии. Ей были также исследованы источники архаичного текста арамейской песни «Хад Гадья», имеющей параллели во многих европейских традициях. А.Г. Дунаев продолжил изучение сочинений христианских писателей периода доникейской патристики.
5 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Исследование древней культуры
Результаты этапа: В течении 2018 года сотрудники отдела работали над различными аспектами исследования духовной культуры Древности и Средневековья, взаимосвязанными при всем многообразии конкретных тем. Важно подчеркнуть, что все исследователи являются ведущими исследователями в своей области, широко цитируемыми в мировой научной литературе, где они являются непререкаемыми авторитетами и авторами инновационных проектов, приоритетных по отношению к зарубежным исследованиям. Много внимания было уделено работе в рамках нового научного направления «иеротопия», предложенного зав.отделом А.М. Лидовым и разрабатываемого большой группой ученых в разных странах мира. Были сделаны доклады на международных конференциях "Florence and the Idea of Jerusalem", Флоренция, Италия, 8-10 ноября 2018, "Saint Nicholas, Bari and Russian Icons (Святой Николай, Бари и русские иконы)", Бари, Италия, 28-29 июня 2018 и др. Опубликованы работы "Археология и иеоротопия византийского храма" (А. М. Лидов), "Современная православная экклезиология: природа Церкви и ее границы" (А. Г. Дунаев), "О некоторых недавних публикациях, посвященных календарным праздникам" (М. В. Завьялова) и др. Также М.В. Завьялова продолжила изучение архаичных ритуальных практик на материале разных культур. А.Г. Дунаев продолжил изучение сочинений христианских писателей.
6 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Исследование древней культуры
Результаты этапа: В течении 2019 года сотрудники отдела работали в рамках темы «исследование древней культуры» над различными аспектами изучения духовной культуры Древности и Средневековья. Как и в прошлые годы значительных результатов удалось достигнуть в развитии научного направления «иеротопия», предложенного зав.отделом А.М. Лидовым и разрабатываемого международной группой ученых в разных странах мира. Под редакцией Лидова вышла книга «Иеротопия Святой Горы в христианской культуре» (The Hierotopy of Holy Mountains in Christian Culture; Феория Moscow, 2019. — 480 с.), где впервые в мировой науке исследуется явление Святых гор как важнейшая тема христианской иеротопии и иконографии, преимущественно в византийско-древнерусской традиции. Внимание сосредоточено на сакрально-символических аспектах святых гор и на методологии историко-художественных исследований. Книга является продолжением многолетней инновационной научной программы, посвященной иеротопии — изучению создания сакральных пространств как особого вида духовного и художественного творчества. С 2011 г. в рамках большой программы реализуется проект посвященный иеротопии важнейших элементов мира — Огня, Воды, Земли и Воздуха. Сборник о святых горах, рассматривающий тему Земли, является естественным продолжением этих проектов. В специальной работе «Образ-парадигма Святой Горы. Амвон в иеротопии византийского храма» впервые проанализирован образ-парадигма Святой горы, который в значительной степени определял восприятие как внешнего облика, так и внутреннего пространства византийского храма. В ряде работ последних пятнадцати лет была сделана попытка обосновать принципиально важный для иеротопии тезис: восприятие византийского храма определялось образами-парадигмами, которые существовали помимо фигуративных изображений на стенах, сводах и полах храмов . Доминирующим был образ-парадигма Небесного Иерусалима, который создавался при помощи самых разных медиа, включая архитектуру, изображения, систему обрядов, драматургию света, организацию запахов и звуковую среду — все они должны были создать ощущение пребывания внутри пространственной иконы Царства Небесного на Земле, которое сознательно не было представлено в виде плоской фигуративной картины . Наряду с этим доминирующим образом были проанализированы образы- парадигмы Храмовой Завесы, Вращающегося света и Райских рек. Наблюдение, что купольный храм создавал образ горы и своим внешним видом, и организацией интерьера вполне очевидно, однако оно не получило достойного осмысления в мировой науке, возможно, именно в силу простоты и наглядности самого тезиса. Тема Святой горы присутствует уже в ранневизантийских купольных базиликах, восходящих иудео-христианской матрице Храма Соломона на горе Мориа (т.н. Храмовая гора). Идея, вполне ясно присутствующая в ранней архитектуре, приобрела концептуальную законченность в облике классического крестово-купольного храма с его ступенчатой башнеобразной структурой. При этом вершина горы (барабан с куполом) становился источником света, преображающим все внутреннее пространство. И в этом смысле тема Преображения Господня на горе Фавор присутствовала в каждом крестово-купольном храме. Однако ключевым элементом в образе-парадигме Святой горы, был находящийся в подкупольном пространстве амвон. Практически обязательный элемент убранства в ранневизантийскую эпоху, амвон в дальнейшем был редуцирован до полукруглого выступа на солее перед Царским вратами (при этом святогорская тема стала почти неразличимой). В ранней Византии амвон был не только приспособлением для чтения Евангелий и Деяний апостолов, но и важнейшим иконическим образом, доминирующем в интерьере храма. В статье «Святые горы как тема христианской иеротопии и иконографии» также реализован иеротопический подход. Святые горы — это сюжет, который, с одной стороны, хорошо известен. Поскольку реальные священные горы почитались с глубокой древности. Всем известна греческая гора Олимп как место пребывания античных богов. Иудео-христианская традиция приносит тему Храмовой горы в Иерусалиме, которая со времен царя Соломона и до сих пор остается местом паломничества для трех авраамических религий. В той же традиции огромную роль играет гора Хорив на Синае, где, как известно из Библии, произошло важнейшее Богоявление и были вручены Скрижали Завета. В евангельской истории кульминационные события происходят на святых горах — Фаворе, Елеоне, и конечно, горе Распятия — Голгофе. Все они не только места многовекового поклонения, но и источник вдохновения для книжников и художников, тысячелетиями изображавшими эти святые горы в своем искусстве. Невозможно переоценить значение святых гор, возникших позднее. Достаточно указать лишь два примера на Востоке и на Западе. Святую гору Афон на полуострове Халкидики, с X века ставшей общеизвестным сакральным пространством православного мира, особой монашеской страной, в которой воплотилось иеротопическое творчество многих поколений насельников. В позднесредневековой и ренессансной культуре Запада огромное влияние на самые разные сферы творчества оказали так называемые Sacri Monti (священные горы), воспроизводившие в сильно уменьшенном размере архитектурно-ландшафтных комплексов реальную и символическую топографию Иерусалима и в целом Святой Земли. Если историко-топографический аспект Святых гор относительно неплохо изучен, то иеротопические смыслы этого феномена оставались непознанными. Речь идет о пространственной образности Святой горы, живущей в христианском сознании, и воплощающейся в самых разных формах от сакральных пейзажей до литературных текстов. Образ-парадигма Святой горы все время возникал в пространстве храма, определяя восприятие и архитектурной структуры, и драматургии света, и иконографической программы. Отельно стоит указать на серию статей А. М. Лидова в электронном журнале «Православие и мир», где были проанализированы знаменитые иконы («Преображение» рубежа 14-15 веков, известная как «Голубое Преображение» из собрания Третьяковской галереи; икона Св. Николая, происходящая из Новодевичьего монастыря и сейчас хранящейся в Третьяковской галереи; икона Спаса Нерукотворного с Поклонением Кресту на обороте 12 века, происходящая из Новгорода; Устюжское Благовещение). А.Г. Дунаев исследовал сочинения христианских авторов. В частности, были проанализированы способы цитирования Священного Писания, святых отцов и собственных оппонентов у свт. Григория Паламы и Григория Акиндина (некорректные у первого и корректные у второго), а также различные свидетельства, доказывающие наличие разных редакций сочинений свт. Григория Паламы. Показано, что отсутствие автографов Паламы можно объяснить поздним целенаправленным редактированием его сочинений с целью смягчения или удаления сомнительных богословских мест, осуществленным, скорее всего, при участии свт. Филофея Коккина, после чего автографы Паламы с первыми редакциями были уничтожены. М.В. Завьялова занималась исследованием фольклорных текстов, что нашло отражение в статье «Наследие «Сидора Карповича» в современной песенной культуре». Были сделаны доклады на российских, международных зарубежных конференциях (7), опубликовано 12 работ (статьи, главы в коллективной монографии, тезисы).
7 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Исследование древней культуры
Результаты этапа: В 2020 г. главным результатом работы отдела культуры древности стала подготовка коллективной монографии "Воздух и Небеса в иеротопии и иконографии христианского мира" (редактор-составитель А.М. Лидов, 40 а.л.). Иеротопическое значение темы Небес самоочевидно: каждый христианский храм рассматривался как образ "Небесного Иерусалима" и "Царства Небесного на земле", отсылающего к образу Горнего града. По словам "Церковного сказания", приписываемого св. патр. Герману (VIII в.): "Церковь есть земное небо, в котором живет и обращается небесный Бог". Устройство этого небесного мира занимало умы еще первых христиан, как и возможность его отражения не только в умопостигаемых, но и зримых земных образах. Неслучайно, что одним из самых популярных богословских сочинений, оказавшим огромное влияние и на книжников, и на художников стала "Небесная иерархия" Пс.-Дионисия Ареопагита, породившая огромную богословскую и научную литературу. Христианам было очень важно не только знать, но попытаться самыми разными способами показать, как устроен мир ангелов, не только пребывающих на небесах, но и постоянно участвующих в земной жизни. В теме Воздуха также проявляется сакрально-пространственная составляющая. В частности, в ряде храмовых росписей XIV в. мы находим крылатые персонификации ветров, красноречиво расположенные рядом с евангелистами в четырех парусах крестово-купольного храма (например, в церкви Спаса на Ильине в Новгороде, расписанной Феофаном Греком). Можно найти и множество других примеров переложения темы Воздуха на язык византийской иконографии. Монография "Воздух и Небеса в иеротопии и иконографии христианского мира" завершает серию проектов, посвященных элементам мира в иеротопии, в рамках которой под эгидой Института мировой культуры за последние десять лет были проведены четыре международных симпозиума и изданы три фундаментальных сборника статей на русском и английском языках, а также 4 сборника материалов симпозиумов. Также на протяжении 2020 г. в отделе продолжалось изучение роли исихазма в культуре Византии, южных славян и Руси. Статья вед. науч. сотр. А.Г. Дунаева, опубликованная в "Вестнике Свято-Филаретовского института", посвящена наследию свт. Григория Паламы. Скрупулезное исследование цитат в сочинениях Паламы и его оппонентов позволило прийти к выводу, что многие сочинения солунского архиепископа подвергались им самим прижизненной правке с целью смягчить неосторожные выражения, на которые обратили внимание противники его богословия, так что использовать эти первоисточники следует с осторожностью, не опираясь всецело на последнее критическое издание, выполненное с недостаточным качеством. Совместно с Московской духовной академией и Институтом русского языка РАН начато коллективное исследование в рамках проекта "Средневековое наследие Балканского региона и Руси в деятельности прп. Паисия Нямецкого: источники, рецепция, трансформация". Целью проекта является создание научной, методологической и источниковедческой базы для изучения наследия нямецкого старца. Готовятся к публикации две статьи: 1) история церковнославянского и русских переводов "Глав о любви" Максима Исповедника, где впервые изучается эволюция текста древнего перевода в разных церковнославянских рукописях, а также работа прп. Паисия Величковского по сравнению разных редакций перевода между собой; 2) рецензия на издание П. Б. Жгуном двухтомника "Добротолюбие в переводе Паисия Величковского", имеющая важное методологическое значение и показывающая, что нельзя изучать рукописи прп. Паисия и его окружения вне контекста предыдущей переводческой традиции. Статья вед. науч. сотр. М.В. Завьяловой на страницах вильнюсского журнала "Būdas" посвящена сравнительным аспектам изучения символической связи болезни и камня в балтском и славянском фольклоре. Кроме того, важной частью работы сотрудников отдела были публичные выступления в прессе, на радио и по телевидению в защиту важнейших памятников византийской культуры, превращенных решением турецкого правительства из музеев в мечети.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".