Психология человека в экстремальной ситуации. Психологическая помощь: методология и технология НИР

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2013 г.-31 декабря 2013 г. Психология человека в экстремальной ситуации. Психологическая помощь: методология и технология
Результаты этапа: Для дальнейшего исследования закономерностей поведения человека в экстремальной ситуации и разработки технологий и адекватных методов психологической помощи людям, пережившим катастрофы, стихийные бедствия, террор, насилие, утрату близких, потерю детей, горе в условиях социально-экономического кризиса, проявлений социальной дестабилизации, которые затрагивают различные возрастные и социальные группы, на первый план выступает изучение жизненного пути личности и представлений о его темпоральном наполнении. Основным фокусом изучения являлись процессы опосредствования жизнедеятельности человека смысловыми факторами, которые определяют стратегии самореализации и эффективности людей, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Была разработана неклассическая модель временной перспективы, базисным понятием которой является смысловая интенциональность личности, позволяющая рассматривать временную перспективу как единство реконструирования прошлого, актуализации настоящего и конструирования будущего. Эмпирически обоснован динамический подход к временной перспективе в отличие от традиционного структурного ее рассмотрения. Даны новые определения временной перспективы как динамического единства прошлого, настоящего и будущего, как способность личности к структурации времени жизнедеятельности, осуществляющейся в работе личности и имеющей смысловое основание. В серии экспериментальных и эмпирических исследований доказана динамическая трактовка временной перспективы в экстремальной ситуации; ее нелинейное строение. Показано, что полнота структуры времени задаётся базисными смысловыми образующими: континуальная перспектива - жизнецентрированными смысловыми структурами жизненного мира, а дискретная перспектива - смертоцентрированными смысловыми структурами жизненного мира. Конкретизированы связи временной перспективы со смысловой интенциональностью; выявлены смысловое опосредствование связи переживания длительности времени и восприятия пространства, роль конструктивной темпоральной работы личности по конструированию формы временной перспективы; связь переживания ускоренного течения времени по сравнению с замедленным течением времени в экстремальной ситуации с большей выраженностью позитивного будущего, более низкой ориентацией на негативное прошлое и более высокой направленностью на активные действия по совладанию с травматическим опытом; специфика временной перспективы по модусам, структуре и содержанию при посттравматическом росте личности. Введены новые трактовки трансформации временной перспективы с точки зрения адаптации, роста и развития, вносящие вклад в развитие позитивной психологии человека. В современном поликультурном многонациональном обществе высокую актуальность приобретает изучение проблем трансформации идентичности современного человека, интеграция этнических меньшинств, формирование общероссийской идентичности на новых основаниях, которые отмечаются в Стратегии государственной национальной политики России. Показано, что создание поля межэтнического диалога при решении конфликтных ситуаций предполагает не только трансформации этнической идентичности, но и имеет универсальную теоретическую и практическую ценность для решения актуальных вопросов, стоящих перед обществом. К этим вопросам следует отнести фундаментальный способ поликультурного бытия человека и форму его существования в многообразном мире в «единстве многообразия», в том числе проблему идентичности современного человека, процессы диалектики соединения и отделения, статус транзитной идентичности, трансформацию диффузной этнической идентичности. Были проведены исследования идентичности у женщин, воспитанных в традиционной культуре; психологический анализ процессов конструирования образа чужого под воздействием средств массовой информации на межэтническом материале; трансформации ценностей у современной молодежи. Изучались проявления закономерностей экстремальных ситуаций в разных сферах деятельности людей: проблем адаптации и реадаптации спортсменов после ухода из спорта; управления временем в экстремальных ситуациях деятельности; связи переживания экзаменационного стресса с временной перспективой у учащихся; связи темпорального опыта с особенностями межличностных отношений на материале деятельности работников образования. Были проанализированы процессы, феномены, технологии психологической помощи людям в ситуации повседневного и неповседневного существования: проблемы развития человеческих потенциалов при обучении духовным практикам; особенности телесной идентичности у людей с проблемами веса; гендерной привлекательности; психологические особенности кризиса 30 лет; специфика удаленного консультирования, в том числе конструирования виртуальной идентичности человека в Интернете, а также характер и виды отношений в процессе аналитической работы; характеристики волонтеров в системе психологической помощи. В работах использовались стандартизованные опросники для оценки переживания времени, травматического опыта и посттравматического роста личности, применялись новые технологии сочетания идиографического и номотетического подходов, современные разработки качественных методов исследования. Результаты НИР апробированы и внедрены: при создании новых государственных образовательных стандартов специальностей «Психология служебной деятельности» и «Психология и педагогика девиантного поведения», в разработке новой специализации «Экстремальная психология и психологическая помощь» и в новых курсах и спецпрактикумах; психологических программ помощи людям, пострадавшим в ситуациях бедствий, катастроф, жизненных кризисов при разработке программ оказания психологической помощи людям в экстремальной ситуации и обучения специалистов в области психологической помощи людям в бедствиях, кризисных жизненных ситуациях, а также для разработки эффективных методов психологической работы в области стресс-менеджмента.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".