Результаты этапа: На основе реализации принципов деятельностного подхода проведена разработка иерархической модели развития и управления стрессом, верифицированная в цикле эмпирических исследований различных профессиональных групп, работающих в инновационной организационной среде (менеджеров различного должностного статуса, врачей разных специализаций, педагогов высшей и средней школы, сотрудников правоохранительных органов, служащих банковских структур и др., всего 14 профессиональных групп). Собранный массив данных использован для комплексного анализа механизмов регуляции деятельности на уровнях: (1) определения системных качеств личности и индивидуальной устойчивости к стрессу; 2) актуализации психологических ресурсов в процессе непосредственного выполнения трудовых задач (микроструктура исполнительных и когнитивных действий), (3) эффективности взаимодействия с компьютеризованными средствами и орудиями труда (интерфейс взаимодействия «пользователь – информационная среда»); (4) воздействия динамичных характеристик организационной среды и социально-психологических регуляторов группового поведения (организационная культура и инновационная активность). По результатам выполненных исследований определена специфичность механизмов регуляции деятельности с точки зрения доминирующих мотивационно-ценностных установок субъекта труда, формирования острых и хронических видов неблагоприятных функциональных состояний с точки зрения эффективности затрат внутренних ресурсов и рисков для нарушений психического здоровья профессионалов Доказана эффективность использования активных методов обучения навыкам саморегуляции состояний по сравнению с неспецифическими формами пассивного отдыха, обеспечивающих целенаправленную перестройку спонтанно сложившихся механизмов регуляции деятельности. По результатам исследований опубликованы 57 научных работ, из них 1 монография и 16 статей; сделано 14 докладов на международных и российских конференциях; защищены 2 кандидатские диссертации.Материалы исследований активно используются в учебном процессе (1 общий курс, 6 с/курсов и 6 разделов с/практикума). |