Аннотация:Исследование внутренних закономерностей функционирования познавательных систем, в том числе, системы логических операций индивида неразрывно связано с решением вопроса об универсальности процессов стихийного формирования и развития операциональной системы субъекта в разных социально-культурных условиях. Цель нашей работы – установление взаимозависимостей между уровнями развития элементов операциональной системы на стадии становления конкретнооперационального мышления у дошкольников из разных стран: России и Китая. Для диагностики уровней развития структурных элементов операциональной системы субъекта использовались классические методики Пиаже. Сопоставлены стадии развития логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения, способности к децентрации у 40 российских и 40 китайских дошкольников (3,1-6,5 лет). Выявлено отсутствие статистически значимых различий по показателям развития всех исследуемых элементов у детей из России и Китая (Mann-Whitney U test). Выявлено наличие статистически значимых положительных корреляционных взаимосвязей между уровнями развития элементов операциональной системы внутри российской и китайской выборок (ρ Спирмена; p < 0,01). Сделаны выводы о том, что испытуемые из России и Китая не превосходят друг друга по показателям развития способности к децентрации, логических операций классификации, сериации, пониманию принципа сохранения. Элементы операциональной системы субъекта функционируют и развиваются взаимосвязано у российских и китайских дошкольников: повышению уровня развития одного из элементов системы сопутствует повышение уровней развития других элементов. Отсутствуют статистически значимые различия в конфигурациях элементов операциональной системы на этапе перехода от дооперациональной стадии развития мышления к конкретнооперациональной между дошкольниками, живущими в разных культурно-социальных условиях (Россия, Китай). Это свидетельствует об универсальности процессов стихийного формирования и развития содержания операциональной системы логического мышления субъекта, а также о том, что система логических операций при переходе от дооперационального этапа развития к конкретнооперациональному функционирует, подчиняясь внутренним закономерностям развития системы.
Ключевые слова: кросскультурное исследование, дошкольники, логическое мышление, классификация, сериация, принцип сохранения, децентрация, возрастные особенности мышления.
The aim of this research is to establish relationships between the levels of operational system elements (classification, seriation, understanding of the conservation
principle and the ability to decenter) on the concrete operational thinking fledging period in preschool children from two different countries: Russia and China. Classic
techniques of Piaget were used to diagnose development levels of subject’s operational system structural elements. Development stages of classification and seriation of
logical operations, understanding the conservation principle, the ability to decenter were compared in the 40 Russian and 40 China preschool children (3.1-6.5 years).
No statistically significant differences in terms of development of all the examined elements were revealed in children from Russia and China (Mann-Whitney U test).
Statistically significant positive correlation relationship is found between the levels operational system elements in the Russian and Chinese samples (ρ Spearman; p <
0.01). It is concluded that the subjects of the Russian Federation and China do not surpass each other in terms of developing the classification, seriation, understanding
the conservation principle and the ability to decenter. The subject’s operational system elements function and develop interdependently in Russian and China preschoolers,
so if one level of the system elements rises it is accompanied by increasing of other elements. Summing up, the subjects of the Russian Federation and those of China do
not surpass each other in terms of developing the classification, seriation, understanding the conservation principle and the ability to decenter. There are no statistically
significant differences in configurations of operational system elements under the transfer from the pre-operational stage of thinking development to concrete operational
one between the preschool children of different cultural-social conditions (Russia, China). This emphasizes the fact that the spontaneous processes of shaping and
development of logical thinking operational system is universal. Besides, the system of logical operations functions under the inherent laws of system development when
transferring from pre- operational development stage to the concrete-operational.
Keywords: cross-cultural research, Chinese preschoolers, functioning and development laws of inherent logical thinking, classification, seriation, understanding the conservation principle, ability to decente.