Аннотация:Существенно важным представляется анализ тех реалий человеческого бытия, которые кардинальным образом трансформируют культурные универсалии и в которых, собственно, фиксируется отношение человека к миру и самому себе. Одними из таких основных универсалий являются диалектика и метафизика. Рассматривая метафизику в ее изначальном аристотелевском понимании как первую философию, исследующую сущностный слой бытия, мы с очевидностью приходим к выводу, что именно диалектика как общая теория бытия явилась первичной метафизической программой, сыгравшей эвристическую роль в возникновении науки. Атомизм, эволюционизм, космогенез, хотя и являлись долгое время чисто спекулятивными конструкциями, в то же время конкретизировали именно общие диалектические идеи об устройстве бытия.«Челночная» (неклассическая) диалектика вполне коррелируется с принципом дополнительности Н.Бора, согласно которому, для того, чтобы максимально полно познать элементарный объект, необходимо менять приборные ситуации (смысловые контексты). Неклассическая наука выступает наиболее выразительным, но все же лишь частным примером универсалии диалектики как «чел¬ночного» метода. Анализ показывает, что эта универсалия работает во всех сферах духовно-теоретического опыта — политике, морали, религии, искусстве.