Аннотация:Работа состоит из трех частей: в первой части речь идет о живой, развивающейся теории и о центрирующих её значениях и смыслах, входящих в содержательную сторону тезауруса, понятий и категорий; во второй части рассматриваются концепция «Феноменология бытия и развития личности» и понятия, которые структурируют сущностные идеи концепции; третья часть – основная: обсуждается заявленная проблема прочтения и понимания членами научного сообщества сущностных идей концепции и тезауруса конкретного научного труда.
В качестве примера для обсуждения проблемы автор исходит из собственной концепции, входящей в сферы научных знаний. Авторское ви́дение феномена личности представлено со-присутствием человека в мире и мира в человеке. В концепции делается акцент на внешние условия и на внутреннюю позицию человека как личности.
В теорию феноменологии личности вводится тезаурус, позволяющий представить все факторы, определяющие развитие и бытие личности: 1 – генотип; 2 – условия развития; 3 – внутренняя позиция и чувство личности. Специально обсуждаются условия развития – внешние реалии: 1 – реальность предметного мира; 2 – реальность образно-знаковых систем; 3 – природная реальность; 4 – реальность социально-нормативного пространства. Отдельно рассматривается реальность внутреннего пространства и внутренней позиции личности.
В обсуждаемой теории также представлены: анализ механизмов развития и бытия личности – идентификации–обособления (отчуждения); анализ структурных звеньев самосознания человека, внутренней позиции самой личности. Сверхидея теории – стремление человека быть личностью. Эта идея заимствуется человеком из Великого идеополя общественного самосознания.
Основной акцент в контексте данного исследования делается на особенностях прочтения членами научного сообщества сущностных идей концепции и ее тезауруса. Рассматривается типология восприятия новых (неизвестных прежде) идей.
Показано, что сама профессиональная среда (как и социальная среда в целом) нередко склонна к невосприятию новых идей в силу своей приверженности к привычным и уже освоенным постулатам науки.
Осваивающий научные теории человек первоначально может формулировать для себя квазиидеи (некие синкретические соображения) и выстраивает так называемые неподвижные, фиксированные идеи.
Когда человек начинает входить в науку, он выстраивает для себя свой так называемый новояз или «уплощает» (упрощает, примитивизирует) то, что плохо дается ему для умственного постижения.
В то же время иные члены научного сообщества, имея в арсенале своей интеллектуальной активности большой потенциал к творческому освоению новых идей, в своих рефлексиях на содержание нового научного труда нередко расширяют круг научных проблем, научных идей, обсуждаемых ученым, и тем самым побуждают автора к дальнейшему постижению изучаемых проблем.