Программы психологической оптимизации функционального состояния студентов как направление психологического сопровождения учебного процесса в высшей школетезисы доклада
Место издания:АНО «Учебно-методическое объединение «ИНСАЙТ» Москва
Первая страница:277
Последняя страница:279
Аннотация:Комплекс неблагоприятных факторов в учебной деятельности студентов обусловливает целесообразность организации программ психологического сопровождения обучения в высшей школе. Несмотря на то, что программы психологической помощи студентам в течение многих лет разрабатывались отечественными психологами (Габдреева, 1981; Гройсман, 1998; Кузнецова, Тихонов, 1996; Лилиенталь, 2000), проблематика продолжает оставаться актуальной. Одним из перспективных направлений психологического сопровождения обучения является разработка программ экспресс-оптимизации неблагоприятных функциональных состояний студентов во время кратковременных периодов отдыха в учебном процессе (Леонова, 1988; Леонова, 2000; Леонова, Кузнецова, 1993). Данные серии исследований показали выраженную эффективность разных программ экспресс-оптимизации функционального состояния студентов в период учебного дня. Актуальный эффект проявился в улучшении физиологических и психологических показателей состояния, показателей самооценки состояния, а также результатов выполнения нагрузочных заданий, моделирующих некоторые аспекты учебной деятельности. Кроме того, помимо разноуровневых положительных сдвигов показателей, в исследованиях были выявлены структурные трансформации функционального состояния. Результаты сопоставления однократных сеансов релаксации и сеансов релаксации в рамках программы обучения навыкам ПСР выявили преимущества обучающей программы, главное из которых состоит в накоплении положительных сдвигов в процессе обучения: выявляется положительный пролонгированный эффект улучшения фонового функционального состояния (состояния до сеансов релаксации). Достижение пролонгированного эффекта осуществляется за счет постепенного формирования у студентов внутренних средств саморегуляции состояния и их использования по мере необходимости.