Аннотация:На выборке 173 человека, в том числе 27 мальчиков и 31 девочек в 8-9 классов и 55 мальчиков и 60 девочек 10-11 классов выявлена существенная возрастная и половая специфика в характере связей между локусом субъективного контроля и выраженностью учебно-познавательной мотивации, мотивации аффилиации, самоутверждения, долженствования. Обнаружено, что взаимосвязь локуса контроля и мотивации существенно различается для мальчиков и девочек одного и того же возраста, даже в рамках одного и того же вида мотивации: эмоциональное отношение к учебным ценностям определяется их разным содержанием и по-разному связано с локусом контроля. Обнаружено, что у мальчиков связь мотивации самоутверждения с интернальностью в межличностных отношениях появляется уже в 8-9 классах и сохраняется в 10-11 классах, расширяясь на область семейных отношений. Девочки при взрослении переходят от внешнего локуса контроля, связанного с мотивацией избегания в 8-9 классах, к внутреннему, связанному с познавательной мотивацией в различных значимых для них жизненных сферах. Девочки с познавательной мотивацией берут на себя ответственность за большинство событий в значимых для них жизненных сферах (в том числе и учебной), тогда как у мальчиков с такой мотивацией зона ответственности ограничена отдельными значимыми ситуациями (общая интернальность). В тоже время у мальчиков с мотивацией самоутверждения наблюдается высокий уровень субъективного контроля в большинстве жизненных сфер, тогда как девочки с аналогичной мотивацией имеют внутренний локус контроля в области достижений и межличностных отношений.