Аннотация:Тема отношений поэта и мира - одна из сквозных в любой поэзии, в том числе в поэзии хинди второй половины XX - начала XXI в. Образ поэта-мятежника может в ней проявляться по-разному: это может быть и обличитель-борец с социальным злом, и свободный художник, отстаивающий свое право на искусство ради искусства, и просто мыслящий человек, нащупывающий свой путь в новых реалиях городской жизни. Соответственно и его бунт может быть очень разным в своих проявлениях. Линия остросоциальной поэзии была и до сих пор является в поэзии хинди основной. Как реакция на нее во второй половине ХХ века возникает экспериментализм, декларирующий свободу поэзии от внелитературных задач. Затем и это движение постепенно изживает себя, его сменяет “новая поэзия”; в стихах большую роль приобретает модернистская проблематика отчуждения. В нынешней же поэзии хинди смешаны элементы, происходящие из разных периодов и направлений; причем у одного поэта в зависимости от выбранной темы могут использоваться разные регистры со своими наборами идей и образных рядов. Перевод стихов ряда поэтов (Вишванатхпрасад Тивари, Судхир Саксена, Лиладхар Мандлои, Кунвар Нараян, Анил Джанвиджай, Нилеш Нил, поэтесса Пушпита Авастхи и др.) дает богатую почву для анализа.Занимательны оказались и разноприродные корни образа поэта-мятежника: помимо веяний национально-освободительного движения с его патриотической поэзией (и даже идей социализма), немалое место здесь занимают влияния более старые - и средневековая поэзия сантов (напр., Кабир с его философским поиском истины и критикой любого лицемерия), и образ вольнодумца-ринда, пришедший в Индию из персидской поэзии. Особый интерес представляет и тот идеал, который противопоставляется бунтующим поэтом противостоящему ему миру. В раннем творчестве поэтов социальной направленности обычно такой стих представляет собой список того хорошего, что будет в новом и прекрасном мире (по структуре - близко к патриотическим песням). Но более проникновенны те стихи, где идеалом выступает не абстрактная утопия, а образы детства, деревенской жизни, простого и пронизанного теплом патриархального мира. Кроме этой общей тенденции есть и особенные, присущие отдельным поэтам образы ценностей - санскритское культурное наследие и гуманистическая философия; сама монументальная фигура борца-бунтаря; всё доброе в мире, что существует вопреки злу; сострадание и кристализованная в афористичной форме мудрость и достоинство, нажитые с опытом.Читая стихи одного поэта разных лет, замечаешь эволюцию его мировосприятия - от юношеского бунта, близкого к идеологии периода романтизма, - к разочарованию и наконец к примирению с жизнью на тех или иных условиях. К старости у тех, кто начинал с наивных и звучных деклараций, появляются иногда удивительные стихи, в которых отражено пережитое. Особняком здесь стоит монументальная поэма Кунвара Нараяна “Атмаджайи” - “Обуздавший себя”; в образах древнего мифа о Начикете, его грозном отце и боге смерти Яме поэт осмысляет не только отношения молодого мятежника с миром, но и проблему существования смерти, осознание которого заставляет совершенно иначе смотреть и на жизнь.Тема поэта-мятежника не перестает волновать поэтов и читателей, как и пути выхода из конфликта этого мятежника с действительностью. ЛитератураКунвар Нараян. Цветы дерева ним. М., У Никитских ворот, 2014.Вишванатхпрасад Тивари. Жажда жизни. Дели, Шилпайан, 2016.Лиладхар Мандлои. И дальше остается океан. Дели, Шилпайан, 2006.