Аннотация: В статье предпринята попытка раскрыть проблему эстетического понимания истории и личности художника в русской литературно-художественной традиции и работе В. Розанова «О понимании». Стремление отстоять суверенность и приоритет эстетического чувства, которое Розанов считал необходимым условием подлинного понимания истории и литературы, было присуще русскому художественному сознанию еще в XVIII веке и в немалой степени питалось убежденностью немецкой философско-эстетической мысли в преимуществах чувственного познания в понимании истории и искусства. Преемственность и развитие возможностей художника в опыте эстетического переживания приблизиться к познанию основ исторического бытия было неоднократно продемонстрировано русскими поэтами и писателями. Исследуя достижения русской философско-психологической поэтической традиции, с учетом герменевтического опыта немецкой эстетики и античных представлений об иррациональной сущности поэзии, Розанов создал русскую версию эстетического «понимания» истории. Его концепция понимания имела гносеологический характер и заключалась в восприятии истории как духовного творчества, доступного только чувственному познанию, обладателем которого мог быть историк-художник, способный достичь духовной сопричастности историческому явлению и изобразить обретенную эстетическую идентичность в тождественной ей поэтической форме.