Место издания:Российский университет дружбы народов Москва Российский университет дружбы народов Москва
Первая страница:396
Последняя страница:412
Аннотация:УДК 004.588
ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ ДИДАКТИКИ
СИСТЕМНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ:
ЕДИНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЙ
Громыко В.И.1, Будак А.Б.2, Васильев Н.С.3, Казарян В.П.4, Симакин А.Г.5,Аносов С.С.6
1) МГУ им. М.В. Ломоносова, фак. ВМиК, каф. АЯ: gromyko.vladimir@gmail.com
2) МГУ им. М.В. Ломоносова, фак. ВМиК, каф. ОМ: abbudak@cs.msu.ru
3) МГТУ им. Н.Э. Баумана, фак. фундаментальных наук, каф. ФН1: nik8519@yandex.ru
4) МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет, каф. ФЕФ: kazaryanvp@mail.ru
5) РУДН, фак. гуманитарных и социальных наук, каф. ОТП: modus-as@mail.ru
6) Банк «Возрождение»: sanosov@cs.msu.su
Регламент конференции спровоцировал вопросы и дискуссию доклада. Выявился интерес к теме, но и проявились трудности восприятия результатов при лаконичной форме изложения. Ведущие секции – М.А. Мкртчян, С.А. Розанова – высказали общее пожелание, чтобы в трудах конференции, по возможности, были доступно разъяснены подход и смыслы предлагаемой технологии формирования естественнонаучного сознания учащегося при современных требованиях к межпредметной деятельности. Тезисы доклада доступны в электронной версии (http://www.conference-rudn.vm-atiso.ru/sbornik-tezisov), Поэтому предлагаемая статья является индуктивным дополнением пунктов 1-7 тезисов доклада. Пункты 5-6 расширены двумя примерами.
…главное, в чем нуждается мир, мечтающий о счастье, так это в интеллекте.
А это, в итоге, оптимистический вывод, поскольку интеллект может обогащаться…
Б. Рассел. Нобелевская лекция.
Аннотация. В результате проведенного анализа инфосферы выяснено, что прежнее гуманитарное воззрение субъекта требует системного естественнонаучного предвидения с опорой на математику. В эпоху системно-информационной культуры традиционное обучение должно быть дополнено универсальной подготовкой учащихся, выявляющей объективные смыслы знаний. Образование должно поддержать когногенез с помощью использования новой рациональной модели обучения и свойственной ей дидактики открытия. Предложена технология формирования у субъекта личностной смысловой среды самоорганизации сознания, наследующей целостность образовательного пространства третьего мира. Поставлена основная задача обучения – развитие второго, естественнонаучного сознания у учащегося. Стратегией самопознания является освоение системного аксиоматического метода и научного языка категорий. Приведены примеры системной работы с учебным материалом.
Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ: образовательная модель; ПОЗНАНИЕ: аксиоматический метод; УЧАЩИЙСЯ: системно-информационная культура, межпредметная деятельность, универсальное обучение, сознание; ДИДАКТИКА: привыкания, открытия смысла; ЗНАНИЕ: третий мир, образовательное пространство; ТЕХНОЛОГИЯ: общая алгебра, алгебраические системы, метаматематика, язык категорий, база данных, база знаний, абстрактный тип данных, объектно-ориентрованное программирование; РЕАЛИЗАЦИЯ: интеллектуальное компьютерное место учащегося, интеллектуальная обучающая система, онтологическая база знаний.
COMPULSORY DIDACTIC OF SYSTEM INFORMATIONAL CULTURE:
UNITY OF PROFESSIONAL AND UNIVERSAL TUTORING
Abstract. System informational culture analysis shows that education system needs new forms and methods of learning to use. Volume and sophistication of scientific knowledge are constantly growing. Subjects of the culture are busy with inter discipline activity so that they feel the need of super discipline system knowledge. Traditional tutoring which is professional one can’t cope with challenge of the time. It must be supplemented by universal tutoring aimed at the student’s consciousness broadening up to the natural science one. Universal education model based on universal tutoring is proposed. The whole third world becomes student’s educational space. New tutoring didactic is discovery of the theory sense didactic. Student’s natural science consciousness self organization occurs through self discovery in respect of category language. It is mean of the sense scientific objectivization used by system axiomatic method. Consciousness intelligence technology is worked out. On the base of many discipline electronic library student’s personal intelligence environment is formed. Super computer intellectual tutoring system helps student adaptively to overcome his difficulties. It must be done during every learning séance. Universal tutoring approach is incarnated in intellectual reality of abstract types of data, data bases, object oriented programming, knowledge bases. In the surroundings system informational culture’s continuous tutoring launches out. There are examples of mathematical system work.
Keywords: EDUCATION: educational model, rational education; COGNITION: system axiomatic method; STUDENT: system informational culture, traditional tutoring, universal tutoring, consciousness; KNOWLEDGE: third world, educational space, cognogenes; DIDACTIC: used to, sense discovery; TECHNOLOGY: algebraic systems, category language, abstract type of data, object oriented programming, knowledge base; REALIZATION: intellectual tutoring system, ontological knowledge bases, many discipline electronic library.