Аннотация:В публикации анализируются результаты седьмой волны «Европейского социального исследования», проведенного в 2014 г. По результатам факторного анализа рассчитан интегративный показатель, характеризующий отношение населения европейских стран к мигрантам. Страны-участницы проекта ранжированы в порядке убывания среднего значения фактора. Выявлено, что положительное отношение к мигрантам ярко выражено у жителей Швеции, Финляндии, Германии, Швейцарии, Норвегии. Отмечается связь установок населения с однородностью принимающего социума. Констатируется, что в представлении населения европейских государств присутствие мигрантов одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Негативизм в отношении к мигрантам сравнительно сильно проявляется в Венгрии, Чешской Республике, России. Рассмотрены возможные причины негативизма в оценках россиян. Негативное отношение к мигрантам может быть обусловлено уверенностью респондентов в отсутствии у мигрантов стремления адаптироваться к социальному окружению. Сказывается и распространенность среди россиян представлений о том, что иммигранты создают конкуренцию на рынке труда. Для обеспечения сопоставимости уровней национальных систем образования, а также учета изменений в системе образования, затрагивающих разные поколения респондентов внутри каждой страны выполнена пост-гармонизация данных. В большинстве стран-участниц проекта выявлена статистически значимая корреляционная связь между интегративным показателем «отношение к мигрантам» и уровнем образования респондентов. В целом, чем выше уровень образования, тем позитивнее отношение опрошенных к мигрантам. Сильнее всего выявленная зависимость проявляется в Дании, Швеции, Франции, Великобритании, Германии, Финляндии. Констатируется, что система образования в этих странах в целом успешно исполняет социальный заказ на формирование и поддержание в обществе ценностей и компетенций, необходимых для межкультурного социального взаимодействия. Выявлено, что только в двух странах - России и Литве связь между отношением к мигрантам и уровнем образования отсутствует. Делается вывод, что система образования в современной России не производит в достаточной степени социокультурные образцы поведения, способствующие формированию толерантного отношения к мигрантам.