Аннотация:Статья характеризует основные сферы применения российского национального стандарта профессии «Коуч» в сфере развития управления и образования, описывает социально-практический фон и концептуальные основания коучинга как развивающей практики и становления профессии “Коуч”, парадоксы коучинга, представляет проект профессионального стандарта “Коуч” в Российской Федерации.
Дана характеристика коучинга как профессии. Черты профессии: направленность на развитие человеческого потенциала, осознанность, активную жизненную позицию в решении личных, профессиональных и деловых задач, рефлексивность и осмысленность деятельности; диалоговый, недирективный, субъект-субъектный характер коучингового взаимодействия.
Черты позиции коуча: нейтральность по отношению к заказчику и клиенту услуги коучинга, невовлечённость в возможное столкновение интересов. Исследования восприятия коучинга в организациях показывают, что его ценность устойчиво воспринимается как очень высокая, при этом приоритеты коучинга примерно поровну распределены между целями развития сотрудников и решением конкретных задач/проблем.
Фактор, тормозящий развитие профессии во всех странах мира, - большое количество неадекватно подготовленных «коучей», размывание границ профессиональной деятельности, «замешательство-путаница на рынке». Основные форматы включения коучинга в образовательную практику: сопровождение учащихся (высшая школа, последипломное образование), поддержка управленческой работы и организационных изменений в образовательных учреждениях.
Коучинговая подготовка принципиально отходит от традиционного обучения, ориентированного на знания, её ядром является обучение в деятельности, наставничество со стороны опытного коуча. В лучших практиках качество коучинговой работы поддерживается при помощи коучинговой супервизии, которую осуществляет профессионал-супервизор, обладающий значительным опытом коучинговой работы и специальной дополнительной подготовкой. Обозначены парадоксы профессии: парадоксы клиента, роли, экспертности, недирективности, развития, рациональности. Лучшие мировые практики развития профессии опираются на работу профессиональных ассоциаций, которые поддерживают публично заявленные стандарты работы на основе коучинговых компетенций, процедур сертификации, уровней квалификации, требований к объёму подготовки, прохождения супервизии, этического кодекса и др. Разработка национальных стандартов – новейший тренд в мировой практике развития профессии «Коуч».
The article describes major areas for using professional standard 'Coach' in management and education. The author describes the social and practical background and conceptual basis of coaching as a developmental practice, presents the basis for the development of the "Coach" professional standard in Russian Federation. The impetus for development of coaching as a professional activity starts from the needs and demands of modern society. On the individual level, this includes striving for conscious choice in the person's life; on the business/corporate level - the need for improving the effectiveness of key employees mobilizing their internal capacity. Key features of the coaching profession include focus on development of human potential, self-awareness, proactivity in addressing personal, professional and business objectives, reflexivity and focus on meaning; interactive, non-prescriptive, subject-to-subject character of coaching work. A coach's role includes neutrality, and non-involvement in possible conflicts of interests. Research data on perception of coaching in organizations show that the value of coaching is steadily perceived as very high, coaching priorities being approximately equally distributed between employee development and dealing with specific problems/issues. The basic formats incorporating coaching into educational practice include students support (graduate and post-graduate education), supporting management and organizational changes in educational institutions. A factor hindering development of the profession in all countries is a large number of inadequately trained "coaches", blurring the boundaries of professional activity, and creating "confusion in the market." Coach training departs from traditional knowledge-based teaching; its core is mentoring from an experienced coach.
Best practices of quality coaching work include coaching supervision, providing support from a professional supervisor who has considerable experience of coaching and special training.
Several Paradoxes of Coaching are explored, including Client Paradox, Role Paradox, Expertise Paradox, Development Paradox, and Paradox of Rationality. The best practices of the profession are based on the work of professional associations that support publicly declared standards, formalized coaching competencies, certification procedures, supervision requirements, and codes of ethics. Setting national standards is the latest development in some countries including Russia.