Аннотация:Данная статья посвящена рассмотрению примеров использования в опи-
сании исполнительских искусств космогонических моделей – образов и
схем развертывания всего сущего в этом мире – в трактатах выдающегося
драматурга, актера и теоретика средневекового японского масочного театра
Но по имени Компару Дзэнтику (金春禅竹, 1405–1470). В них он излагает
«тайное предание» (хидэн, 秘伝) – знания о должном поэтапном обучении
актера и развитии его мастерства, а также о божественном, ритуальном
происхождении самого лицедейского искусства. Показано, что, будучи
абстрагированным от непосредственного предмета описания, философ-
ский стиль изложения был избран Дзэнтику не случайно и служил одним
из принятых в средневековой японской интеллектуальной культуре спо-
собов утвердить высокий статус конкретных семей профессиональных
исполнителей и их театрального стиля.