Аннотация:Статья посвящена деятельности земств в сфере народного образования. Рассматриваются отношения органов местного самоуправления с властью, изменение взглядов земцев на задачи теоретической и практической работы, на их участие в финансировании этой области. Обращение к данному сюжету позволяет выйти на более общие проблемы – развитие народного образования в пореформенное время, роль земства в создании нового типа народной школы, взаимоотношения власти и общества. Важным событием в начале XX в. стала попытка введения всеобщего начального обучения. Позиция правящих кругов во многом определялась степенью активности общественных сил. Наиболее радикальный проект введения всеобщего начального обучения был разработан в Министерстве народного просвещения в 1905 г. – в период относительного равновесия сил революции и власти. По мере укрепления позиции власти степень радикальности министерских чиновников снижалась, сокращалось финансирование земских программ. В результате проблема всеобщего начального обучения окончательного разрешения не получила, однако 50-летняя деятельность земств в области народного образования принесла определенные плоды, повысив уровень грамотности сельского населения.