Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 16 января 2019 г.
Аннотация:Статья посвящена художественному картографированию А. Н. Островского, центром драматургической карты которого с первых и до последних пьес оставалась Москва как единственная столица (Петербург фактически отсутствует в его драматургии). Напряжение, столкновение статики – движения; старого – обновляющегося; азиатского – европейского строится у Островского через сравнение «московского» и «замоскворецкого» (оппозиция возникает внутри одного города, а не в паре Москва-Петербург) и в масштабах России – «московского» (столичного) и «губернского/уездного» (провинциального). В художественном мире Островского Замоскворечье – не столько существующий московский район, сколько «сборный», литературный (часто сказочно-фольклорный) внеисторический образ Москвы. В волжском цикле пьес Островский создает несуществующие города в верховьях реальной реки Волги: губернский (Бряхимов) и уездный (Калинов). Искусственное именование уездного Калинова и прецедентное имя губернского Бряхимова (исторического города волжских булгар) объединяет азиатская составляющая. Художественная картография Островского скрыто полемична. «Несуществующий» Петербург, никак не влияющий на общий ход российской жизни и на однородность российского пространства, – своеобразный вклад Островского в «петербургский текст» русской литературы. «Замоскворецкая Азия» (метонимически представляющая всю Москву) и «азиатские» волжские города Калинов и Бряхимов – реплика в спорах славянофильского окружения драматурга.