Аннотация:Тихонова О.В.
Радио и аудитория: общественный диалог
(по страницам газеты "Радио в деревне", 1929 г.)
Важные для большой страны направления: организация агитационного и культурно-просветительского широковещания с устройством необходимых передающих и приемных установок и радиофикация деревни - были признаны Радиокомиссией при Отделе агитации и пропаганды ЦК РКП(б) основными задачами акционерного общества "Радиопередача" в период становления отечественного радиовещания.
Данная тема стала лидирующей в общественном диалоге редакций специализированных изданий и слушательской аудитории, что четко прослеживается в материалах имеющейся в распоряжении автора архивной подшивки еженедельной газеты "Радио в деревне" за 1929 год. Печатный орган, целенаправленно адресованный, в первую очередь, радиолюбителям, стал публичной площадкой для широкого обсуждения насущных на тот момент задач. Так, по плану сельской радиофикации, разработанному Народным комиссариатом почт и телеграфов РСФСР (НКПиТ), в течение рассматриваемого 1929 г. планировалось установить 6 тыс. репродукторов, что на 245% больше имевшихся, и 110 тыс. телефонных трубок. Считалось, что таким образом культурная "революция" придет в деревню в десятки раз быстрее.
Газета "Радио в деревне" была призвана своей творческой деятельностью активно способствовать обозначенному процессу, доступно разъясняя читателям его суть, масштабную актуальность, и обучению радиолюбителей в сфере радиотехнических знаний, а с их помощью - малограмотного крестьянства. В передовой статье почти каждого из 52 изученных газетных номеров речь идет о всяческом содействии органам НКПиТ при воплощении идеи государственного плана на местах членами организаций и ячеек Общества друзей радио, формировании общественного мнения крестьян вокруг вопроса о массовой радиофикации сельских школ, изб-читален, мельниц, сельскохозяйственных кооперативов и других организаций.
На страницах издания одновременно велся предметный обоюдный разговор редакции и радиослушателей, коими являлись его читатели, относительно изменения содержания передач по радио на "деревенские" темы с учетом различных потребностей все увеличивающейся радиоаудитории (взрослых крестьян, молодежи, учителей, крестьянок и др.)
В редакционной почте, представлявшей собой источник информации об общественном мнении отдельных групп или общества в целом, выделяются три типа писем: рассказывающие о положительном опыте; содержащие элементы жалобы, разоблачения, а также указания на недостатки, бюрократизм; включающие вопрос, запрос, просьбу об оказании помощи. Велись строгий учет поступавшей корреспонденции и последующий контроль за ее выходом в печать номера, ни одно письмо крестьянина-рабселькора не оставалось без ответа .