Аннотация:(Продолжение) В статье проводится историко-психологический анализ представленности психологических знаний о труде и трудящихся в работах авторов публикаций XVIII века по профессиональной педагогике. Обсуждается классификация наук В.Н.Татищева (науки нуждные, полезные, щегольские, тщетные и вредительные), адресованная юношеству. Представленность профессиоведческих знаний в книгах "Зрелище природы и художеств" (1784-1790) свидетельствует об их ценности в системе образования молодежи века Просвещения. Специальному анализу подвергаются работы русского просветителя - А.Н.Радищева, в частности, его типология отношений у труду, свойственная российскому населению. Итак, психологические знания ол труде и трудящихся занимали важное место в общественном сознании России данной эпохи, но эти знания функционировали в донаучных формах.