Аннотация:В статье поставлена актуальная проблема, связанная с переходом на эффективный контракт в системе организаций высшего образования, которая стала следствием внедрения принципов Болонского процесса и объединения 49 вузов в единое Европейское пространство высшего образования. Положительные и проблемные моменты, связанные с формированием подходов для реализации и осуществления перехода на новую систему контрактов, разбираются на примере России. Рассматривается институциональная среда, предшествующая внедрению эффективных контрактов в российские вузы, а также социально-экономические особенности становления и развития данного институционального соглашения по взаимодействию работодателя и научно-педагогического работника на современном рынке труда. Учитываются особенности наличествующего контракта (трудового договора) в сфере труда и определяются причины необходимости и важности внедрения нового для работников высшей школы. Рассматривается прогнозный фактологический материал, который иллюстрирует изменения от внедрения эффективного контракта в российские вузы при обновлении системы образовательных и профессиональных стандартов, и как следствие сокращение неэффективных учреждений высшего образования. А также отдельные показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту, такие как заработная плата, число вузов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.