Аннотация:Культура – это непрерывно усложняющаяся среда существования познающего человека, увеличивающая общекультурную составляющую в образовании. Становление системно-информационной формы культуры обнаруживает несостоятельность дальнейшего применения гуманитарной модели обучения. Естественнонаучное познание достигло зрелости СМЫСЛов как основы междисциплинарной деятельности в ноосфере. Системный уровень мировоззрения и мышления нуждается в познавательных средствах объективизации современного рационального знания – синтеза математики, информатики и программирования. Для культивирования субъекта системного мира требуется универсальное обучение на открытом образовательном пространстве, представленном в форме многодисциплинарной библиотеки. Суперкомпьютер и системный аксиоматический метод познания позволяют реализовать универсальное обучение. Надлежит способствовать самоорганизации субъекта познания для постижения им рациональной естественности и очевидности научных абстракций. Для преодоления современного кризиса в образовании предложена рациональная модель обучения и технология, основанные на определяющем значении глоттогонии для развития сознания. Целью обучения становится оснащение сознания научным языком категорий, предназначенным для изучения сложных систем. Подход иллюстрируется на примерах самоорганизации учащегося опознанием понятий.