Аннотация:Программа лекционного курса для вузов предваряется подробной концепцией. Основная идея: эволюция человека носит не биологический или культурологический, а биосферный характер. Программа курса нацелена на освещение как основных реальных параметров феномена человека, так и проблем гносеологии, самопознания человека, которые волнуют не только научных работников, но и специалистов из других областей и учащихся. Автор преподавал содержание данного курса в МГУ им. М.В. Ломоносова и Гуманитарно-экологическом колледже (Москва). Публикация содержит подробные тезисы лекционных тем, контрольные вопросы, зачётные темы, список литературы. Темы:
1. Человек как естественный компонент экосистемы.
2. Приспособительная экология.
3. Адаптивность культуры.
4. Воспроизводство и развитие.
5. Стадийность развития.
6. Человек внутри экоценоза, природные и искусственные симбионты.
7. Человек и микроорганизмы.
8. Эволюционная история и конкурентные отношения.
9. Потребность в ресурсах.
10. Территориальность.
11. Экология питания.
12. Биологическая эволюция человека.
13. Эволюция представлений о человеке.
14. Способы изучения человека.
15. Разнообразие людей.
16. Эволюция поведения, социальности и культуры, как высших адаптивных уровней.
17. Экология инструментальной деятельности.
18. Предпосылки культуры.
19. Социальность.
20. Формы общения.
21. Накопление культуры в социуме.
22. Эволюция мировоззрения, материальная культура и воздействие на окружающий мир.
23. Эволюция культуры и смена экологических параметров человеческого вида.