Аннотация:Настоящая статья посвящена рассмотрению магических способностей, социального статуса и функций удмуртских гадателей /знающих туно / усто туно/ абызась. Основой для проведения исследования послужили полевые материалы автора, информация краеведов и исследователей конца XIX – начала XX в. и труды современных исследователей. Впервые описание деятельности служителей культа дано по периодам: конец XVIII – начало XX в. и вторая половина XX в. Приведена информация о двух выдающихся гадателях, один из которых Уля Онтон жил в конце XVIII – первой половине XIX в., а другой Лик Олексей – в середине – второй половине XX в. Выявлено, что гадатели, прорицатели туно обладали большой общественной значимостью как знатоки сакрального знания, как люди, обладавшие сверхъестественными способностями и имевшие дар пророчества. Они получали информацию с помощью молитв, магических заклинаний, музыкального сопровождения, плясок и ритуалов, употребления галлюциногенных средств растительного происхождения. К ним обращались за помощью в экстраординарных и окказиальных ситуациях: при выборе места для молений, назначении главных жрецов для святилищ, для определения местонахождения кладов, при болезнях людей и скотины, в других трудных жизненных ситуациях. Однако положение туно в религиозной сфере было ограничено деятельностью жрецов, которые играли главную посредническую роль между миром людей и миром богов. В рассматриваемое время почти все удмурты официально являлись христианизированными, традиционные служители культа постепенно теряли свой высокий сакральный статус. В XX в. число предсказателей значительно сократилось, а выполняемые ими функции были связаны с исцелением и поисками пропавших людей и домашней скотины.