Аннотация:Исследуется влияние психологических особенностей личности агента на выполнение различных этапов принятия экономических решений. Предлагается концепция <i>органической иррациональности </i>выбора как системы восприятия, анализа и интерпретации информации, обусловленной устойчивыми особенностями психологии конкретного агента, а также методы учета этого эффекта при построении оптимизационных моделей выбора. Выдвигается гипотеза о разделении агентов на два типа в зависимости от характера преследуемых целей: агентов типа <i>"homo economicus", </i>для которых главным мотивом выбора является достижение экономических (часто - допускающих финансовое выражение) целей, и <i>"homo institutius", </i>для которых мотивация связана главным образом с изменением институционального положения агента. Обосновывается предположение о культурно-исторической обусловленности количественного соотношения между данными типами в экономике России.