Аннотация:Развитие современных систем коммуникаций, интернет-сетей и сете-
вых сообществ в последние десятилетия существенно изменили модели
социального и экономического взаимодействия между людьми. С помо-
щью интернета, мобильной связи, различных цифровых мобильных при-
ложений возникли новые возможности общения, поиска информации,
выстраивания личных и деловых отношений, осуществления финансо-
вых операций. Одним из позитивных эффектов цифровизации челове-
ческих коммуникаций считают рост в последние годы так называемой
¾sharing-economy¿ (¾шеринг-экономики¿), или ¾экономики совместного
потребления¿.
Наиболее простым и распространенным видом ¾экономики совмест-
ного потребления¿ в США (еще до появления интернета и цифровых
устройств) были совместные поездки на автомобиле незнакомых людей
на сравнительно далекие расстояния с компенсацией расходов на бензин
владельцу автомобиля. В повседневной практике американцев и европей-
цев распространено было предоставление на время отпуска пустующего
дома или нескольких комнат знакомым с условием, например, оплаты
коммунальных платежей на период пользования домом. Распростране-
но фактическое раздаривание (¾за 1 доллар¿) ненужных вещей в форме
семейной ярмарки перед домом.
Массовое распространение компьютеров, интернета и цифровых ком-
муникационных устройств открыли новые перспективы для развития
¾совместного потребления¿. Появились цифровые платформы для крат-
косрочной аренды жилья напрямую у собственников (Airbnb и др.), так-
си (Uber, Яндех-такси и др.), продажи личных вещей и недвижимости
(Авито, ULA и другие), проката одежы (Rent The Runway), кратко-
срочной аренды офисов (We Are Pop Up) и даже поиска партнера в
422
путешествие, на вечеринку или деловой ужин (EatWith, Meal Sharing,
Traveling Spoon и др.). Как грибы растут интернет-сообщества для об-
мена педагогическими и психологическими знаниями, компьютерными
программами, медицинскими советами, лекарствами и др. Расширяет-
ся пространство предоставления прямых персональных услуг (образова-
тельных, консультационных, по уходу, помощи и др.) Формируется новая
модель социальных и экономических взаимодействий - так называемая
P2P (people-to-people), опосредованная цифровыми коммуникационны-
ми технологиями.
Шеринг-экономика вносит существенные изменения в модели и прак-
тики потребления. Неиспользуемые вещи теперь не пылятся на чердаках,
а получают ¾вторую¿ и ¾третью¿ жизнь, переходят из рук в руки, про-
дливая тем самым свою полезность. Посредством интернета появилась
возможность напрямую покупать товары у производителей, что особен-
но выгодно, если покупатели объединяются в группы, кооперируются
(¾потребительская кооперация¿). Немало семей в России в крупных и
средних городах объединились в потребительские группы и закупают
экологически чистые продукты непосредственно у производителей сель-
скохозяйственной продукции. Основными инициаторами создания таких
потребительских сетевых групп в основном оказываются малообеспечен-
ные однодетные или многодетные семьи в городах.
Распространение цифровых средств коммуникации вносит изменения
и в трудовые отношения. Каждый человек, обладающий определенной
квалификацией, способностями, умениями, может напрямую, без офи-
циального устройства на работу, найти покупателей для своих умений.
Существенно увеличиваются возможности для временных заработков,
а гибкость и емкость такого неформального рынка труда оказывает-
ся колоссальной. Однако и уязвимость такой неформальной занятости
несравнимо выше, поскольку отсутствует правовая и социальная защита
самозанятых работников.
Шеринг-экономика получает все большее распространение в России.
Ее демократичные и довольно простые принципы легко накладываются
на традиции реципрокции, взаимопомощи, услугоомена, которые всегда
были очень развиты у населения. Так, к примеру, в России колоссальное
развитие получил обмен или перепродажа детских вещей через интернет.
Дети быстро вырастают, часто ребенок не успевает снашивать одежду,
использовать вещи. Шеринг-экономика в отношении детских вещей, то-
варов, игрушек часто переходит в чистую ¾реципрокцию¿, в фактически
безвозмездную помощь.
Наиболее заинтересованными участниками и потребителями выгод
423
шеринг-экономики оказываются, как показывает предварительный ана-
лиз, малообеспеченные семьи с детьми в крупных и средних городах.
Коммуникация и возникновение сетевой сплоченности вокруг задач вос-
питания, обучения и обеспечения детей оказываются одними из самых
активных линий развития шеринг-экономики в современном российском
обществе. Поиск временных заработков, выполнение работ и оказание
услуг через интернет - прекрасная возможность для мам, воспитываю-
щих малолетних детей, не выходить раньше времени на работу на пол-
ный рабочий день. Можно прогнозировать расширение сегмента шеринг-
экономики, связанного с созданием домашних мини-садиков в кварти-
рах, с кооперацией семей для решения проблем ухода за детьми.
В условиях роста экономической нестабильности и колебаний на рын-
ке труда, ростом абсолютной и относительной бедности, будет возрас-
тать роль социальных ¾буферов¿ в виде институтов неформальной эко-
номики, среди которых появился в последние годы новый сегмент - ¾ше-
ринг-экономика¿. И наиболее активными участниками этой экономики
оказываются семьи с маленькими детьми, особенно многодетные семьи.