Образ идеального ученого у современной российской молодежистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 18 августа 2021 г.
Аннотация:В статье раскрывается важность изучения образа идеального ученого у современных молодых россиян для понимания формирования их профессиональных предпочтений и желания заниматься научной деятельностью в современных условиях функционирования науки. Особое внимание уделяется структурно-содержательному своеобразию имиджа ученого у студентов и работающей молодежи. Теоретико-методологической основой рассмотрения данной проблемы послужили психологические подходы к изучению социального познания, имиджа, научного творчества, личности ученого и научных групп, имиджа науки.
На основании анализа семантических пространств обеих групп испытуемых получены данные о том, что имидж ученого представляет собой сочетание двух основных факторов: личностного, включающего шкалы, отражающие индивидуально-психологические качества, и когнитивного, описывающего интеллектуальную сферу научного работника.
Выявлена значимость ведущей деятельности (учение или профессиональная деятельность) при формировании образа идеального ученого у современной молодежи. Недостаток информации при конструировании образа ученого компенсируется стереотипными представлениями о средствах и продуктах его труда (лабораторное оборудование и вещества), в результате чего образ ученого упрощается и стереотипизируется. Отсутствие научного поиска в содержании профессиональной деятельности работающих респондентов, их отдаленность от актуального положения дел в науке ведет к снижению значимости сходства кинообразов ученых с их представлением об идеальном ученом по признакам реалистичности или авторской выдумки самих героев и их научных результатов. Студенты, для которых усвоение научных знаний выступает основой образовательной деятельности, оценивают сходство ученого-киногероя с идеальным ученым прежде всего по критерию близости к реальному, известному им исследователю.