Аннотация:Специфика ценностных ориентаций, приоритеты тех или иных ценностей в культуре во многом определяет социокультурные и социодинамические процессы и условия развития общества и страны. Изучение ценностных ориентации – прямой путь к пониманию механизмов предвидения и исключения национальной напряженности. В связи с этим значительный интерес представляет сравнительное изучение изменений ценностных ориентаций личности на примере разных культур – России и Турции. Но социо-культурные условия развития определяются не только глобальными особенностями, складывающимися в этих, достаточно разных странах, но и более тонкими различиями, характерными, в частности, для больших столичных и небольших провинциальных городов. Эти культурно-бытовые условия по-разному влияют на формирование ценностных ориентаций подростков, особенно в наиболее сенситивном старшем школьном возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения. Именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию в будущем, но в то же время существенно влияет на текущую учебную деятельность, являющуюся основной сферой деятельности в подростковом возрасте.
В связи с этим, целью данного исследования было выявить особенности предпочтения ценностей учебной деятельности учащимися 9 классов (14-15 лет) в России (г.Москва) и в Турции (города Стамбул и Мерсина).
Методика. Опрошено учащихся 9 кл. в России, г. Москва, всего 103 ( 41 мальчики и 62 девочки ); в Турции, г. Стамбул, всего 40 (21 мальчиков и 19 девочек); г.Мерсина, всего 50 (27 мальчкика и 23девочки). Учащиеся осуществлял ранжирование 10 ценностей школьной жизни путем их попарного сопоставления первоначально с точки зрения значимости для него (параметр «ценность»), а затем ранжировал те же ценности, осуществляя выбор той, которая может быть легче достигнута в будущем (параметр «доступность»). Результаты ранжирования были объединены в три группы: ценности знания и саморазвития («самосовершенствование в учебе», «глубокие и прочные знания» и «успешная учеба»); ценности принятия и общения («наличие хороших и верных друзей», «интересный разговор», «признание в коллективе», «одобрение окружающих»); статусные ценности («мой авторитет», «быть лучше других» и «преодоление препятствий»).
Результаты.
Обнаружены существенные особенности в ранжировании ценностей, которые связаны как с общим различием социокультурных условий в России и Турции, так и с различиями условий в одной культуре (Турция), определяющих жизнь в столице (Стамбул) и провинции (г.Мерсина). Первые, общекультурные особенности, проявляются в том, что для школьников России более высокое значение имеют ценности принятия и общения (по сравнению со статусными ценностями), тогда как для школьников Турции статусные ценности более значимы, чем ценности принятия и общения. Это характерно как для мальчиков, так и для девочек; как для учащихся Стамбула, так и г. Мерсина. Различие между этими городами определяется несколько более высокой значимостью статусных ценностей (и для мальчиков и для девочек) г.Мерсина по сравнению с г. Стамбул и более выраженном конфликте в этой группе ценностей (значимость выше, чем ее доступность в будущем) для девочек г. Мерсина. Ценности группы знания и саморазвития для всех городов Турции и России примерно одинаково значимы и доступны, но при этом существенно выражены гендерные различия – для девочек эти ценности более значимы и имеют более выраженный мотивационный внутренний конфликт, тогда как у мальчиков эти, да и другие ценности более согласованны.
Таким образом, и в системе учебных ценностей обнаруживается более сильная направленность школьников Турции к индивидуализму и автономии (особенно девочек). Подростковое противоречие в структуре ценностей (с одной стороны, огромно желание ладить с близкими людьми, а с другой – желание преследовать только собственные цели и доминировать) в России разрешается в пользу ценностей принятия и общения, тогда, как в Турции преобладают статусно-конкурентные ценности.