Аннотация:В статье исследуются представления о происхождении музыки, свойственные европейской ученой культуре Раннего и Высокого Средневековья. В качестве примера рассмотрены определения латинского слова «musica» в энциклопедическом трактате VII в. «Этимологии» Исидора Севильского и пока мало известных в отечественной историографической традиции деривационных словарях итальянских лексикографов XI–XIII вв. Папия Ломбардского, Угуччоне Пизанского и Иоанна Генуэзского. Поскольку полных критических изданий словарей Папия и Иоанна Генуэзского еще не существует, при написании статьи использованы собственные транскрипции текстов из рукописи и инкунабулы соответственно. Используя одинаковый корпус текстов и применяя сходные методы рассуждения, основанные на анализе происхождения слова, авторы источников по-разному истолковывают выявленные связи. В зависимости от актуальных интеллектуальных потребностей и предназначения сочинения трансформируется как содержание, так и структура определений слова. Авторов объединяет возрастающее стремление к полноте и непротиворечивости приведенной информации, следующее из представления о том, что язык воспроизводит реальные соотношения между вещами и явлениям.
Анализ происхождения слов обретает таким образом онтологическое наполнение и превращается в расследование фундаментальных принципов устройства мира, задуманных его Творцом. В «Этимологиях» подобный метод рассуждения позволяет автору обосновать место музыки в христианской картине мира и интегрировать в нее ученую традицию Античности. Лексикографы Высокого Средневековья продолжают стремление Исидора Севильского к синтезу знаний в рамках всего массива словарных дефиниций, которые дополняют друг друга и позволяют читателю составить представление о комплексе понятий и контекстов. Выбор описанного способа рассуждения предполагает глубокую авторскую рефлексию относительно содержания определений, вследствие чего противоречия и предполагаемые неточности также представляют интерес для исследователя. В случае рассказа о происхождении музыки изучение традиции словарно-энциклопедических определений позволяет не только выявить характерные представления о содержании и значении явления, но и позволяет уточнить специфику его понимания в специальных музыкально-теоретических сочинениях эпохи.