Аннотация:В статье рассматриваются вопросы прогнозирования результатов образовательного процесса в условиях реализации эмергентной системы обучения, которая представляет собой форму организации и управления образовательной деятельностью в условиях системного подхода к использованию возможностей e-learning и традиционного преподавания в аудитории (лаборатории, практикуме). Предложен энтропийный подход в оценке качества педагогического процесса и дано обоснование для выбора критериев качества с точки зрения энтропии и негэнтропии. Приведен пример набора критериев для естественнонаучной дисциплины в условиях преподавания на определенном направлении/специальности. При этом классификация критериев, с точки зрения уменьшения или увеличения прогнозируемости результатов обучения способствует упорядочению и предсказуемости образовательного процесса, что в свою очередь сопровождается повышением качества обученности студентов.
Предложен способ расчета негэнтропии образовательного процесса для прогнозирования результатов обучения. Например, если выбрать среди критериев только те, что зависят от самой образовательной организации, а значит, могут быть изменены в ту или другую сторону в соответствие с целями и задачами, стоящими перед университетом / факультетом/ институтом, то появляется возможность прогнозирования результатов обучения внутри образовательной организации.
Статья будет интересна преподавателям и организаторам учебного процесса вне зависимости от уровня образования, использующих онлайн-курсы в своей практике очного обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, эмергентное обучение, дистанционные образовательные технологии, качество обучения, энтропия, негэнтропия, прогнозирование результатов обучения.