Аннотация:Представлены результаты численного исследования несимметричного обтекания ромбовидного крыла с углами раскрытия "гамма"=240º и при вершине консолей "бета"=45º, имеющего коническое скругление в окрестности центральной хорды, на режимах со сверхзвуковыми передними кромками при числe Маха невозмущенного потока М=3. В рамках модели идеального газа разработаны вычислительные коды второго порядка аппроксимации на специальных сетках, позволившие получить оригинальные данные о влияние кривизны поперечного контура на структуру сверхзвукового конического течения около крыла.
В [1] было показано, что при обтекании со скольжением V-образного крыла с изломом контура и углом раскрытия "гамма", большим "Пи", когда реализуются режимы с дозвуковым (поперечным) течением в окрестности центральной хорды, наблюдается срыв потока с наветренной консоли с образованием вихря на подветренной консоли. Его существование было подтверждено в экспериментах при числе М=3 [2] с использованием различных методов, в частности – специального теневого метода для визуализации конических течений. В подобных случаях в окрестности критической точки, в которую приходит линия тока, огибающая вихрь, в реальном течении могут существовать большие тепловые потоки. Для реализации около подобных крыльев структуры течения, исключающей возможность существования локально теплонапряженных областей на поверхности крыла, необходимо найти способ ликвидации образования срывного вихря в ударном слое. Таким может являться скругление поперечного контура в окрестности центральной хорды
Для крыла с плавным сопряжением его консолей с помощью поверхности кругового конуса в результате расчетов установлено, что при развороте потока образуется зона со сверхзвуковым поперечным течением, замыкающаяся ударной волной. За ударной волной, на подветренной консоли реализуется либо течение с вихрем, либо течение с вихревой особенностью Ферри. В последнем случае седловая точка растекания отсутствует, а на подветренной консоли остается лишь ударная волна, интенсивность которой не должна допускать отрыва пограничного слоя, приводящего к появлению точки растекания другой природы. Полученные данные расчетов свидетельствуют, что скругление поперечного контура в окрестности центральной хорды ромбовидного крыла является эффективным средством управления структурой течения в ударном слое с целью ликвидации вихревого течения на подветренной консоли, создающего напряженные условия по теплопередаче.
Также показано, что с уменьшением кривизны сопряжения плоских консолей крыла вихревая особенность Ферри вырождается в стандартную, что обусловлено формой ударной волны, ей предшествующей..
Работа выполнена при частичной финансовой поддержке РФФИ (проект №18-01-00182).
[1] Максимов Ф.А., Остапенко Н.А. Докл. РАН. 2016. Т. 469. № 6. С. 680-685.
[2] Зубин М.А., Максимов Ф.А., Остапенко Н.А. Докл. РАН. 2017. Т. 477. № 4. С. 410-414.