Место издания:Издательство Чувашского Университета г. Чебоксары
Первая страница:107
Последняя страница:114
Аннотация:Рассматривается задача о возникновении кавитационных автоколебаний при течении жидкости в магистрали с двумя сопротивлениями: первое сопротивление кавитатор, за которым образована искусственная вентилируемая каверна со средним давлением большим атмосферного, через второе сопротивление происходит истечение жидкости и газа в атмосферу. Исследования показали, что частоты автоколебаний в основном определяются свойствами каверны, а также условиями истечения в атмосферу. Моды автоколебаний связаны с числом волн, образующихся вдоль длины каверны, причем скорость распространения волн совпадает со скоростью стационарного течения жидкости. Однако возникновение различных мод колебаний связано с взаимодействием двух колебательных систем различной природы – гидродинамической (каверна) и акустической (подводящая труба). Приводятся экспериментальные данные подтверждающие это. Ставится вопрос о возможности использования автоколебаний для создания на выходе пульсирующих струй. Представляется наиболее подходящим для этой цели режим первой моды, так как в этом случае колебания давления в каверне максимальны. В экспериментах на выходе использовалась либо щель (течение из-под щита), либо экспоненциальное сопло Войцеховского. Исследования показали, что истечение порций жидкости через щель сопровождается очень сильным разбрызгиванием. Приведены примеры течения с использованием сужающегося сопла Войцеховского, где на выходе реализуется струйное истечение.