Аннотация:В ряду японских сборников поучительных рассказов сэцува «Собрание стародавних повестей» («Кондзяку моногатари сю», XII в.) занимает центральное место. Этот самый крупный свод рассказов содержит тексты из всех предшествующих сборников и имеет много общих рассказов со сборниками, составленными в начале XII в.: одни и те же сюжеты могли рассказываться несколько по-разному, и сложно сказать, какое изложение было первичным. Поскольку «Собрание стародавних повестей» содержит рассказы не только религиозной тематики, с него и «Сборника бесед Ооэ» («Годансё») начинается светская линия в традиции сэцува. Рассказы из «Кондзяку» заимствуются почти во все сборники XIII в., как буддийские, так и светские; иногда это лишь сюжетная схема, а иногда, как в случае «Рассказов, собранных в Удзи» («Удзи сюи моногатари») ‒ текст целиком. При этом «Удзисюи» – произведение, уже в большей степени ориентированное на читателя, а не на слушателя, и потому рассказы из «Кондзяку» в этом сборнике перерабатываются и подаются иначе. С течением времени традиция сэцува все больше старается приблизиться к «высокой» литературе, вместе с тем сохраняя связь с проповеднической традицией. Тематика рассказов остается очень широкой. Сборники становятся все больше «авторскими» произведениями. Разнообразные по проблематике и стилю изложения, все они, до начала XV в., когда традиция сходит на нет, в той или иной степени испытали влияние «Собрания стародавних повестей».