НОМЕР ВЛАДИМИРА ВИНОКУРА «ПАРОДИЯ-80» КАК НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ «БИОГРАФИЧЕСКИЙ МИФ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО И МИФ МОСКОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ»статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 21 мая 2019 г.
Аннотация:В статье рассматривается непосредственно связанное с мифом
Московской Олимпиады 1980 г. одно из проявлений биографического мифа Владимира
Высоцкого – пародия Владимира Винокура. Излагается теория биографического
мифа как такового, описывается собственно миф Олимпиады-80 в
Москве, на основе чего анализируется небольшой песенный номер, представляющий
из себя оригинальный ролевой текст, исполненный Винокуром на несколько
измененную мелодию песни Высоцкого «Москва-Одесса» голосом, который
имитирует голос Высоцкого. Анализируются те элементы пародийного текста,
которые так или иначе соотносятся с биографическим мифом Высоцкого: это и
отсылки к песне-источнику, и узнаваемый голос, и упоминание Театра на Таганке
и гитары… Параллельно рассматриваются фрагменты из тех стихотворений, посвященных
памяти Высоцкого, в которых упомянута гитара. Отмечается, что в
тексте пародии Винокура можно увидеть и метафорический смысл, связанный
с положением субъекта-объекта пародии в советской культуре. Делается вывод
о важности самого факта появления данной пародии в контексте предстоящей в
Москве Олимпиады. Восприятие публикой и самого этого факта, и текста пародии
отчетливо распадается на время до Олимпиады и на время после Олимпиады;
еще точнее – до 25 июля 1980 г. и после этого дня. До 25 июля, до дня смерти
Высоцкого, пародия воспринималась как еще один из немногочисленных фактов
появления песен Высоцкого на носителях, представляющих официальную культуру.
После же 25 июля пародия Винокура стала восприниматься как невероятная
нелепость, как проявление гротеска, рожденного в симбиозе искусства и жизни.