Аннотация:Аннотация. В основе философского мировоззрения Н.А. Бердяева лежит сознательно постулируемое
им и формально-логически неразрешимое противоречие. С одной стороны, утверждается жесткое отрицание
бытия как враждебного человеку, фундированное метафизическим дуализмом Бога и нетварной свободы.
С другой – утверждается бытие как благо, Богу и человеку имманентное, которое основано на строгом
философском монизме и пантеизме. Однако в становлении целостной творческой личности, обретающей
религиозный опыт, это противоречие снимается. Русский философ назвал этот процесс «экзистенциальной
диалектикой». Она представлена им как сущность христианства, центральное место в котором должен занять
человек-творец. При этом религиозно-антропологический перфектизм Бердяева, имеющий законные основания
в христианской традиции, не имеет ничего общего с сатанизмом и ересью человекобожия, хотя объективно
вступает в противоречие с так называемым историческим христианством. Основной постулат гностицизма, по
мысли Н. Бердяева, предстает не как последнее слово истины, но как неустранимый и закономерный момент в
динамической картине становления христианского сознания, и выступает как двигатель революционного процесса радикального преображения природного и социального мира.
Ключевые слова: свобода, экзистенциальная диалектика, дух, первожизнь, творчество, объективация,
революция, человек, Бог, историческое христианство.