Аннотация:В статье анализируются судьбы ближневосточных монастырей в самый темный период их истории, во 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI вв. Основными источниками выступают мало введенные в научный оборот указы мамлюкских султанов, данные Синайскому монастырю св. Екатерины, а также маргиналии арабо-христианских и других рукописей из синайского и иерусалимского собраний. Позднее Средневековье было временем глубокого упадка ближневосточного монашества, терявшего поддержку православных государств и подвергавшегося растущему давлению кочевого мира. В монастырях пустыни оставалось все меньше сиро-палестинских мелькитов, не готовых выносить тяготы аскезы и угрозы со стороны бедуинских племен. Большую часть монашества составляли выходцы с Балкан и Кавказа, оторванные от местной христианской среды. К кон. XV в. большая часть монастырей Иудейской пустыни была покинута под давлением внешних и внутренних причин. Синайское монашеское сообщество, не смотря на все тяготы, сумело сохраниться и стать базой для возрождения ближневосточных монастырей после османского завоевания Леванта в нач. XVI в. В статье пересматриваются датировки первых контактов Русского государства с Православным Востоком, анализируются сдвиги в этническом составе синайской братии XVI в., рассматриваются противоречивые данные о сроках и обстоятельствах нового заселения монахами лавры св. Саввы.