Психологическая диагностика факторов риска вовлечения подростков в употребление наркотических веществ: разработка методического комплекса Часть 1. Структура шкал и психометрические характеристикистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Аннотация:Работа посвящена разработке и апробации методического комплекса психодиагностики
факторов риска вовлечения подростков в употребление наркотических веществ. Диагностика лиц, употребляющих психоактивные вещества, затрудняется их искажением своих ответов—как из-за намеренного желания сохранить свое поведения в тайне, так и из-за нарушений в оценке себя и своего поведения. Развернутое клинико-психологическое обследование, ввиду высоких затрат на его проведение,
возможно не всегда, что делает актуальной задачу разработки первичной скрининговой диагностики,
на основе которой можно выявить группы риска, для которых клинико-психологическое обследование особенно важно, контролируя возможные искажения в ответах. В данной работе для преодоления этих трудностей последовательно применены три психодиагностических подхода: при изначальной теоретической разработке конструктов отбор пунктов осуществляется по их способности дифференцировать клиническую и контрольную группы, а затем шкалы уточняются на основе их психометрических характеристик в клинической, а не контрольной группе. В данной части статьи представлены результаты проверки надежности-согласованности и факторной валидности шкал методического комплекса, проведенные на выборке 637 учащихся старших классов общеобразовательных школ из
12 субъектов Российской Федерации и 108 старшеклассников, вовлеченных в употребление наркотических веществ. Методический комплекс включает шкалы склонности к технологическим зависимостям,
антисоциальных тенденций, возможностей произвольной регуляции, контроля эмоций, поиска новизны, рискованного поведения, взаимопонимания в детско-родительских отношениях, копинг-стратегий
разрешения проблем, социальной поддержки и избегания, а также дополнительные показатели социально желательных и случайных ответов.