Аннотация:В настоящем сообщении в краткой форме рассматривается вопрос о соотношении биополитики и социализма. Эволюционно-биологическая предыстория вида Homo sapiens трансформируется под сильным влиянием социокультурных факторов в ряд поведенческих тенденций человека, которые продолжают и по сей день влиять на его политическую деятельность. В биополитической и антропологической литературе распространена точка зрения, что многие первобытные общества были эгалитарными. Это означает преобладание горизонтальных отношений (взаимопомощь) над вертикальными (господство, подчинение), а также уважение к правам и свободам индивида, его мнению, самой индивидуальности. В той мере, в какой первобытный эгалитаризм отражён в наших генах, жёстко иерархические общества цивилизованного времени представляются определённым насилием над эволюционно-биологической стороной природы человека, «социальной клеткой», порождающей у человека неизбежный стресс . Причём, иерархия заложена в основе как капитализма (иерархичен сам принцип деления общества на классы буржуазии и пролетариата, т.е. на классы имеющих и не имеющих собственность на средства производства), так и «реального», административно-командного, социализма, где de facto правит элита партийно-государственного аппарата. Качественно другую ситуацию представляют различные варианты самоуправляемого социализма. Он опирается на деятельность автономных, саморегулируемых экономических акторов (кооперативов и подобных им самоуправляемых предприятий) и на децентрализованный механизм принятия экономических и политических решений. Самоуправляемый социализм – во всех своих многообразных вариантах от югославских предприятий эпохи Броза Тито до израильских кибуцев – предполагает коллективную собственность на средства производства в масштабе предприятий. Подобные предприятия, часто небольшие по масштабу, лишены централизованной бюрократической иерархии и выступают как современные аналоги малых первобытных групп охотников-собирателей.