Аннотация:Актуальной проблемой современного мира является воз-
никающее в ходе глобальных процессов миграции соединение разнородных
начал в сфере культуры и особенно воспитания. Обращение к прошлому
даёт возможность продемонстрировать, что с этой проблемой западная
цивилизация сталкивается не впервые, и в некотором смысле такое соеди-
нение даже лежит у её истоков, захватывая в особенности время станов-
ления Римской империи.
В эллинистическую и римскую эпохи пайдейя (образованность) рассма-
тривалась как основание для более или менее широкого, а иногда и полного
доступа к гражданским правам господствующего этноса. Ценой её усвое-
ния часто становился отказ от собственных обычаев. Пути мировоззренческой
конвергенции с разной степенью успешности обходили этот вызов. Важным для
всей последующей истории образованности стал опыт формирования пайдейи у
евреев, этапы которого реконструируются в данной статье. На первом этапе про-
исходило преимущественно пассивное усвоение новых знаний и навыков, на втором
реализовывалась практическая потребность в подготовке собственных учителей,
на третьем производилась попытка опосредования двух частей воспитания евреев
при помощи специальной литературы, включавшей в себя элементы как библейско-
го предания, так и античной философии.
В статье показано, что усвоение иудеями внешних форм греческой культуры не
только не привело к их культурной ассимиляции, но стало причиной более ясного
осознания ими несовместимости двух картин мира: иудейской и языческой, включая
философские интерпретации последней. Оно непосредственно подготовило хри-
стианскую критику античного миросозерцания.