Аннотация:В статье рассматривается халат как предмет повседневного обихода и те символические значения, сменяющие друг друга, которыми он наделялся в России на протяжении 18 – 19 вв., по мере распространения новых для россиян бытовых практик. Источниками для реконструкции «неявных» культурных установок становятся как авторские тексты, так и словесные описания интерьеров, изображения интерьеров («кабинетные» занятия, которым сопутствовало ношение халата, потребовали особой обстановки). Визуальный материал используется автором как источник по истории общественного сознания: портреты «в халате», популярные в дворянской среде, отразили смену культурных приоритетов дворянства (так, Вольтер и другие «просветители», облачаясь в халат, демонстрировали презрение к сословным нормам и барочным живописным канонам, задавая образцы «философского поведения»). В 19 веке «халатный» портретный образ начинает символически обозначать отношение к поэтическому и научному творчеству как особым видам деятельности. В статье рассматриваются также начинающие сосуществовать друг с другом различные установки: халат является как маркером внесословной ценности, независимости, так и - распущенности русского барства и пассивности русской «интеллигенции» («обломовщина»). В целом, как показывает автор, емкий образ «человека в халате» стал отражением развития российского общественного сознания и процесса накопления индивидуальных свойств, соответствующих российской ипостаси человека Нового времени.