Аннотация:В статье решается задача рассмотрения теории деятельности А.Н. Леонтьева сквозь призму породившей ее научной проблемы. Часто эту проблему описывают как необходимость выхода за рамки «словоцентризма» Л.С. Выготского. Представляется, что более основательными являются аргументы о том, что решаемая теорией деятельности проблема была поставлена именно Выготским. И эта проблема обусловила многократное изменение им самим своей же теории и, в частности, привела к переходу в конце жизни Выготского от теории высших психических функций к теории системного и смыслового строения сознания. Поставленная Выготским проблема формулировалась им как необходимость преодоления двухфакторного подхода к детерминации психики, что для культурно-исторической концепции означало переход от социальной к собственно психологической детерминации. Данная проблема была напрямую от Выготского воспринята харьковской школой, а отличие между теорией деятельности и теорией Выготского состояло лишь в предлагаемых способах решения указанной проблемы. Если Выготский в качестве единицы психики предлагал рассматривать переживание, то харьковчане в качестве посредника, преломляющего влияние на психику как социального, так и физиологического факторов, предлагали, как им казалось, более материалистический вариант — деятельность. Понимание подлинной проблемы, для разрешения которой создавалась теория деятельности Леонтьева, влияет на понимание как основных положений теории деятельности, так и выполненных в ее русле исследований. Из анализа некоторых таких исследований выводится и подчеркивается такая характеристика деятельности, как целостность.