Аннотация:В последнее десятилетие XX века Россия пережила сложный переход к рыночным отношениям, которые изменили ценностные ориентиры развития общества, вызвали существенные изменения всех сфер общественной жизни и характер функционирования различных социальных институтов. Особенно остро этот процесс затронул систему образования, которая является одним из основных социальных институтов формирования молодого поколения и поддержания устойчивого развития социума. Организационная структура образования состоит из ряда уровней, где высшее образование занимает особое место, поскольку две содержательные компоненты образования: воспитание и обучение, получают свое наиболее полное единение и раскрытие через механизм повышения эффективности социально-гуманистической функции образования, ориентированной на творческое развитие студента и формирование общественной значимости профессиональных и личностных качеств. В новом тысячелетии в сфере высшей школы наметился целый ряд новых тенденций, имеющих различную направленность: происходит переструктурирование высшего образования; меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы; резко повышается престиж одних вузов, специальностей, профессиональных знаний и одновременно падает престиж других; изменяется социально-ценностная значимость высшего образования; формируется новая система коммерческого и частного образования.
В настоящее время основными проблемами молодежи становятся ключевые проблемы всего общества и новое поколение их острее чувствует и свободнее, более открыто выражает. В условиях снижения контролирующей роли таких традиционных институтов как семья, школа, религия на высшую школу ложится особая ответственность в процессе социализации молодежи как через расширение сферы гуманизации образования (воспитание общественно-значимых личностных и профессиональных качеств), так и предъявление повышенных требований к их социокультурному поведению на основе понимания того, что студенческая молодежь не только объект воспитания, обучения, но и субъект социального действия.