Аннотация:В статье рассмотрены основные факторы, сдерживающие рост конкурентоспособности регионов России на рынке туристских услуг. Предложена методика прогнозирования и планирования развития туристской отрасли регионов в условиях резких изменений макроэкономических показателей. Сделан прогноз целевых индикаторов туристской отрасли и на этой основе осуществлено предсказание и планирования целевых показателей Программы развития туризма на примере Центрального федерального округа (ЦФО) Российской Федерации. Для обеспечения поступательного развития внутреннего и въездного туризма в ЦФО рассмотрены четыре сценария: распределенно-однородный (связан с равномерным распределением ресурсов по входящим в округ административным территориям); локально-центрированный (отражает основной акцент на целевое развитие традиционных туристских центров и территорий); кластерно-распределенный (ориентирован на развитие туристских кластеров в традиционных туристских центрах и территориях с одновременным целевым ускоренным развитием межрегиональных туристских маршрутов); межрегиональные транспортно-связанные маршруты (развитие туристской обеспечивающей инфраструктуры специально выделенных и обустроенных межрегиональных туристских маршрутов с выделением в территориях, по которым они проходят, наиболее значимых объектов туристского показа). Дано обоснование того, что эффективность (как отношение полученных результатов к затратам) мероприятий Программы обеспечивается при реализации четвертого сценария. Указаны основные риски, влияющие сегодня на успех развития туристской отрасли: геополитические, международные, макроэкономические, финансовые, техногенные и экологические. Определены цель Программы, а также взаимосвязанные задачи её достижения. Определены целевые индикаторы и показатели Программы, осуществлено их нормативно-поисковое прогнозирование в условиях резких изменений макроэкономических характеристик туристской отрасли. На этой основе рассчитаны их плановые значения на десятилетний период.