«Для нас Ваше имя стояло рядом с именами художников той эпохи…» Круглый стол, заключающий Выставку «Прорыв», Музей театрального искусства имени А.А. Бахрушина (Литературная запись)статья
Аннотация:Литературная обработка, литературная запись и композиционное формирование итоговых соображений общественности, стремившейся с разных сторон дать оценку крупному явлению научно-искусствоведческой и культурной жизни Москвы, в центре которой - фигура собирателя, классификатора Н.Д. Лобанова-Ростовского. Главная идея выражена его словами:
Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский. Я родился в братской Болгарии, в Софии, где не было музея. В детстве я не видел помещения, где бы висели картины на стенах. Когда я приехал в Лондон, в январе 1954 года меня привели на выставку, подобную той, которую мы обсуждаем. Там были выставлены работы художников, работавших с Дягилевым. Их было 42, из которых двадцать два было русских. И последние доминировали. Что это значит? – Они были лучше по качеству и ярче остальных. По крайней мере, это было моей иллюзией. Несмотря на то, что я не имел опыта и не был знаком с живописью, я загорелся. Иными словами, я влюбился в эту живопись...
Светлана Георгиевна Джафарова. Существовала концепция Никиты Дмитриевича, включавшая 450 работ из его коллекции, по мысли Лобанова-Ростовского каждая работа, или группа работ, должна была отвечать за определенное направление в живописи. Главной же его идеей являлось влияние станковой живописи, то есть «большого стиля», на театр, и отражение станковой живописи в декорационных работах..."