Способы представления пространства и времени в художественном текстестатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:В статье на достаточно большом материале художественных произведений (поэзии и прозы) рассматривается положение наблюдателя в воспринимаемом пространстве и времени. Для лингвистического анализа опорными являются такие оппозиции, как "взгляд-взор", "смотреть-взирать", "зрение-умозрение". Подробный анализ стихотворения М.В.Ломоносова "Утреннее размышление о Божием Величестве" позволяет физическому пространству противопоставить пространство гипотетическое (ментальное, воображаемое), в котором царствует вымысел как "чрезъестественное изображение предлагаемой материи" (М.В.Ломоносов). Особое внимание уделяется метафорическим пространственным показателям, которые пополняют группу слов с "дейктической стратегией" (термин Ю.Д.Апресяна), а также такой синтаксической конструкции, как перечисление (И.Бродский.Большая элегия Джону Донну), референты которой не могут быть охвачены единым взглядом, траектория движения которого превращает обыденное, статическое пространство в пространство динамическое. Взаимодействие в пределах одного текста средств представления пространства видимого (физического)и воображаемого (гипотетического) создает то необходимое художественному тексту напряжение, которое вызывает эстетическое переживание читателя.