Аннотация:Актуальность. Проблеме оснований самоуважения на настоящий момент посвящено гораздо меньше исследований, чем изучению уровня и стабильности самоуважения. Но в то же время она весьма перспективна, поскольку понимание оснований самоуважения индивида может стать ключом к пониманию его благополучия, уровня личностной зрелости и важной дополнительной информацией к показателю уровня общего самоуважения. цель работы. Изучение связи таких типов оснований самоуважения, как самоуважение, основанное на компетентности, самоуважение, основанное на одобрении учителей, самоуважение, основанное на одобрении родителей, и компенсаторное самоуважение с различными аспектами благополучия подростков и удовлетворенностью базовых психологических потребностей родителями. Методики. В исследовании приняли участие 223 подростка (ученики 8 класса). Данные были собраны фронтально во время школьного урока. Применялись следующие методики: методика общего самоуважения Розенберга, многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников, опросник удовлетворенности базовых потребностей в семье и авторская методика диагностики оснований самоуважения. результаты. Показано, что типы оснований самоуважения вносят различный вклад в психологическое благополучие. Самоуважение, основанное на компетентности, способствует удовлетворенности собой, самоуважение, основанное на одобрении родителей, — удовлетворенности семьей, а самоуважение, основанное на одобрении учителей, — школой.
Компенсаторное самоуважение, хотя и приводит к удовлетворенности собой, препятствует удовлетворенности семьей и школой. Подростки, родители которых полнее удовлетворяют их базовые психологические потребности, более благополучны и имеют более аутентичные типы оснований самоуважения. Выводы. Основания самоуважения, связанные с компетентностью и получением одобрения и поддержки от значимых для подростка людей, являются более аутентичными, здоровыми и способствующими его психологическому благополучию, чем основания, связанные со стремлением продемонстрировать другим псевдодостижения компенсаторного характера. Полученные данные можно использовать для практической работы с подростками и консультативной работы с родителями и учителями, направленной на построение отношений, основанных на предоставлении подростку автономии, поддержки и уважения.