Аннотация:На основе общих для Французского королевства ремесленных и мануфактурных регламентов XVII–XVIII вв. рассмотрены новые подходы к профессиональному обучению и к оценке его результатов. Общие регламенты унифицировали традиционные нормы обучения и вводили новые правила, отражавшие возможность единообразия в профессиональном образовании и множественность вариантов его воплощения. За общими формулировками такого обычного для средневекового ремесла требования, как непрерывность обучения, и ряда других норм, в условиях мануфактурного производства удалось выявить трансформацию отношения к профессиональному обучению, к квалификации и к рабочей силе в целом: признание ценности профессионального обучения и высокую оценку его результатов; понимание пределов компетенции отдельных индивидов и повышение значимости более способных работников; признание необходимости компенсации затрат на приобретение квалификации. В приложении даны переводы статей об обучении из общих уставов сукноделов (1669) и красильщиков шерсти (1737).