Аннотация:В настоящее время перед образовательным сообществом ставится проблема преодоления разрыва знаний (knowledgegap) между знаниями, необходимыми сообществу работодателей, и набором знаний и компетенций, получаемых выпускниками ВУЗов. Решение этой проблемы не может быть найдено внутри ВУЗа, ввиду отсутствия отлаженного механизма взаимодействия между работодателями и ВУЗом. Более того, процесс управления знаниями в ВУЗе не может быть в настоящее время адекватно сопряжен с такими процессами работодателей в связи с отсутствием соответствующих организационных и технологических решений. Данная ситуация со временем усугубляется не только в связи с недостаточным притоком квалифицированных кадров в профессорско-преподавательский состав ВУЗов, но и в силу отсутствия соответствующих форм учебного процесса.
Одним из направлений решения указанных проблем является разработка системы управления знаниями (СУЗ) ВУЗа, и последующая организация в ВУЗе процесса управления знаниями, отвечающего современным корпоративным требованиям. При этом крайне важным является сохранение традиционной парадигмы высшего образования и организационной модели ВУЗа. Прежде всего, речь должна идти о сохранении традиционной для российских ВУЗов модели учебного планирования, которая предполагает определенную последовательность прохождения дисциплин, наличие взаимосвязанных образовательных блоков, привязку к государственным образовательным стандартам (ГОС).
Совокупность всех дисциплин, закрепленных за кафедрами ВУЗа, является основой для создания онтологии ВУЗа. Специалистами, отвечающими за формализацию онтологии ВУЗа, могут стать (не меняя существующей организационной структуры) специалисты кафедр. Актуальная база знаний может стать основой для реализации в ВУЗе современных моделей электронного обучения (E-Learning), основанных на конструировании знаний и на открывающем обучении (discoverylearning). Последний метод исходит из предположения, что обучение происходит быстрее и эффективнее, если ученики сами участвуют в решении проблемы и «добывают» либо «открывают» необходимые им знания [1].