Аннотация:Важным аспектом работы со старшеклассниками является профессиональная ориентация. Сформировать образ своей первой профессиональной стратегии достаточно сложно, особенно в условиях непредсказуемости, нестабильности и неопределенности. Современная школа трансформируется и старается отвечать на вызовы времени. Важным аспектом в процессе профессиональной ориентации учащихся является понимание критериев и приоритетов при выборе профессии (в статье выделено восемь критериев по Е.А.Климову). На пути формирования собственного образа будущего, где старшеклассников поджидают страхи перед неизвестным, дезориентация в возможных вариантах и механизмах их реализации, неумение и боязнь заглянуть “внутрь себя”, обучающимся необходимо сопровождение. Важно оно в том ключе, что старшеклассник сможет поделиться собственными переживаниями, провести совместную рефлексию собственного состояния, своих ресурсов, сможет научиться находить возможности собственного развития, а главное, понять, в чем именно он хочет развиваться.
Таким человеком, который сможет оказать сопровождение профессионального самоопределения старшеклассника, может стать педагог, а именно тьютор. Ресурсом для работы по профессиональной ориентации старшеклассников, опытом построения своего образа образовательного и профессионального будущего является индивидуальный образовательный маршрут.