Аннотация:Антропофагическая тенденция в развитии культуры латиноамериканских стран возникла в самые первые дни колонизации и определила релевантную стратегию действия. В начале XX в. поэт Освальд де Андраде переосмыслил понятие антропофагии, метафорично сравнивая каннибализм с процессами культурной ассимиляции. В основе антропофагического подхода к созданию и интерпретации искусства лежат процессы трансформации, апроприации и обмена культурными нормами. Идеи Антропофагического манифеста Андраде претерпевали изменения на протяжении всего века. С течением времени, с изменением социально-политического контекста трансформировались цели и способы заимствований, иногда субъект и объект антропофагического акта менялись местами. Однако антропофагия не только не исчезала из поля зрения художников, критиков, историков и искусствоведов, но и смогла преодолеть собственное модернистское прошлое и активно вошла в инструментарий постструктурализма и постмодернизма Непрекращающаяся актуальность антропофагической теории объясняется ее открытость к изменениям и способностью встраиваться как в художественную, так и в политическую повестки. Впервые в российском искусствознании проанализирована трансформация концепции "антропофагия" в бразильской культуре XX в. Кроме того, статья исследует антропофагический подход к созданию и интерпертации произведений искусства. Художественные работы, проанализированные в статье, ранее не были изучены российскими искусствоведами. Статья может быть интересна как исследователям искусства Латинской Америки, так и самого региона.