Аннотация:Термин «когнитивная революция», или «неокогнитивная революция», в отношении истории психологии является на настоящий момент достаточно распространенным. Что имеется чаще всего в виду под этим понятием? Когнитивная революция – это популярный термин для обозначения периода развития психологии в США с середины 50-х годов XX в. В этот период в ряде научных дисциплин, таких как лингвистика, компьютерные науки, и в том числе американской психологии, появляется интерес к исследованию познавательных процессов человека, а именно к процессам ощущения, восприятия, памяти, мышления (интеллектуального решения задач), внимания, воображения, языка и речи.
Основная идея когнитивной революции в психологии, как отмечает теперь уже классик американской когнитивистики Роберт Солсо, в том, «что внутренние процессы рассматриваются как предмет психологии, что противоречит положению бихевиоризма о том, что истинный предмет психологии – реакция или поведение» . Еще один вариант определения сути когнитивной революции дает участник тех событий психолог Джордж Миллер: «...когнитивная контрреволюция в психологии, как бы мы ее ни называли, вернула в экспериментальную психологию сознание».
Надо сказать, что когнитивная революция в психологии представляла собою часть более крупного проекта в науке. Когнитивная революция затронула не только психологию, но и представляла собой попытку создать так называемую «когнитивную науку» – такую область междисциплинарных исследований, которая включала бы в себя, помимо экспериментальной психологии познания, лингвистику, науку о мозге (нейронауку), искусственный интеллект, философию сознания, культурную антропологию.